Понятие бухгалтерского баланса, виды балансов

Состав бухгалтерской отчетности

ЛЕКЦИЯ № 12. Бухгалтерская отчетность

Все предприятия (юридические лица) должны составлять на основе первичных данных синтетического и аналитиче­ского учета бухгалтерскую отчетность. Она состоит из следую­щих форм:

1) бухгалтерский баланс (форма № 1);

2) отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

3) отчет об изменении капитала (форма № 3);

4) отчет о движении денежных средств (форма № 4);

5) приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

6) аудиторское заключение, подтверждающее достовер­ность бухгалтерской отчетности предприятия (если пред­приятие подлежит обязательному аудиту);

7) пояснительная записка. На формах бухгалтерской отчетности обязательно наличие

следующих реквизитов:

1) наименование составляющей части;

2) указание отчетной даты или отчетного периода, за ко­торый составлена бухгалтерская отчетность;

3) полное наименование предприятия;

4) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

5) вид деятельности предприятия;

6) организационно-правовая форма предприятия;

7) единица измерения числовых показателей;

8) полный почтовый адрес предприятия;

9) дата утверждения (для годовой бухгалтерской отчетности);

10) дата отправки и принятия бухгалтерской отчетности (когда бухгалтерская отчетность пересылается по почтовому пере­воду).

Бухгалтерская отчетность предприятий, которые ведут бух­галтерский учет с помощью централизованной бухгалтерии, должна быть заверена и подписана руководителем этого пред­приятия или бухгалтером-специалистом.

Отчетным годом для всех предприятий считается кален­дарный год (с 1 января по 31 декабря).

Первым отчетным годом для вновь созданных предприя­тий является период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для предприятий, обра­зовавшихся после 1 октября, — по 31 декабря следующего года.

Месячная и квартальная бухгалтерская отчетность счи­тается промежуточной, должна составляться нарастающим итогом с начала отчетного периода.

Бухгалтерский баланс — это группировка хозяйственных средств, их источников на определенную дату. Равенство активов и пассивов баланса называют валютой баланса.

Бухгалтерский баланс используют для анализа хозяйствен­ной деятельности предприятия, для того, чтобы изыскать внут­ренние резервы, сократить затраты и потери.

Баланс используют не только внутренними пользовате­лями, но и внешними (акционерами, учредителями, кредито­рами, банками).

Схематично бухгалтерский баланс представляет собой таб­лицу. Актив включает два раздела: «Внеоборотные активы» и «Оборотные активы» и отражает имущество предприятия.

Все ресурсы предприятия сгруппированы в активе баланса, а их источники образования — в пассиве баланса. Разделы в активе баланса расположены в порядке возрастания ликвиднос­ти. Пассив включает три раздела: «Капитал и резервы», «Долго­срочные пассивы» и «Краткосрочные пассивы».

Классификация бухгалтерских балансов может быть пред­ставлена по следующим признакам:

1) время составления;

2) источник составления;

3) объем информации;

4) характер деятельности;

5) форма собственности;

6) объект отражения;

7) способ очистки;

8) по расположению актива и пассива;

9) по форме отражения оборота.

По времени составления бухгалтерские балансы могут быть:

1) вступительный или начальный баланс — перед его состав­лением на предприятии проводится инвентаризация и оцен­ка всего имущества;

2) текущий баланс — периодически составляется в течение всего времени деятельности организации. Текущий баланс бывает трех видов:

а) начальный (входящий) — составляется на начало отчетного периода;

б) заключительный (исходящий) — составляется на конец отчетного периода;

в) промежуточный баланс — составляется за периомежду началом и концом отчетного периода;

3) ликвидационный баланс — характеризует имущест­венное состояние предприятия на дату прекращения его деятельности за отчетный период;

4) разделительные балансы — составляются в ходе разде­ления крупной организации на некоторое число более мел­ких структурных подразделений или в процессе передачи одного, или нескольких структурных подразделений дан­ной организации другой организации;

5) объединительный баланс — составляется в процессе объе­динении нескольких организаций в одну крупную органи­зацию или в процессе присоединении одной или несколь­ких структурных подразделений к данной организации.

По источникам составления балансы подразделяются на:

1) инвентаризационные балансы — составляются в соот­ветствии с проведенной описью средств предприятия, такой баланс может быть представлен в сокращенном или в упро­щенном видах;

2) книжный баланс — составляется на основании данных текущего бухгалтерского учета (на основании текущей до­кументации);

3) генеральный баланс составляется на основании учетных записей бухгалтерского учета и данных проведенной ин­вентаризации.

По объему информации балансы подразделяются на:

1) единичные балансы — отражают информацию о дея­тельности только одной организации;

2) сводные балансы — отражают информацию о деятель­ности нескольких организаций, составляются с помощью механического суммирования средств, числящихся на статьях нескольких единичных балансов, и подсчета общих итогов актива и пассива. В таких балансах отдельные графы отражают состояние

средств отдельных организаций, а графа «Всего» характеризует общее состояние средств всех организаций в целом.

По характеру деятельности бывают:

1) баланс основной деятельности — соответствующий уставной политике в организации;

2) баланс неосновной деятельности — отражает прочие ви­ды деятельности организации (транспортные хозяйства, жи­лищно-коммунальные и т. д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: