Постановка звука с механической помощью.
Постановка звука от артикуляционной гимнастики.
В процессе применения данного приема пациенту не сообщается какой звук должен получиться – звуковой эффект должен быть для него неожиданным. Артикуляционный уклад звука разбивается на составные части, каждая из которых отрабатывается в отдельности. Затем компоненты артикуляционного уклада собираются в комплекс, добавляется выдох, а при постановке гласных звуков и звонких согласных – голос. В результате пациент воспроизводит необходимый звук.
Далее его внимание привлекается к акустическим и артикуляционным признакам вновь поставленного звука. Для этого анализируются акустические и кинестетические ощущения от положения органов артикуляции при его воспроизведении.
Данный прием основан на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями.
Логопед моделирует артикуляционный уклад звука при помощи постановочных зондов, а затем просит произвести выдох, при необходимости подключая голосовую активность. При данном приеме постановки пациент сам не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям логопеда. После длительных тренировок он без механической помощи принимает необходимую позу, помогая себе шпателем.
Между звуками существует артикуляционное родство, схожесть артикуляции. Такие близкие по артикуляции звуки могут выступать в качестве опорных для постановки нарушенного.
Логопед может использовать сохранный звук для исправления дефектного. При этом пациент воспроизводит артикуляцию опорного звука, и руководствуясь указаниями логопеда, самостоятельно изменяет положение отдельных артикуляционных органов.
Таким образом, постановка звука осуществляется с опорой на нормировано произносимые звуки, в артикуляционном укладе которых имеются общие признаки с нарушенным звуком. Так, при работе над звонкими согласными опираются на их глухие парные звуки и задача логопедической работы сводится к тому, чтобы дополнить общую артикуляторную позу работой голосового аппарата.
При постановке звука в качестве его исходной основы следует обращаться не к изолированному сохранному варианту, а к звуку в слоговом сочетании, так как слог - это естественная для звука форма его реализации в речи. Это является важным в связи с тем, что при постановке изолированного звука переход к слогу нередко оказывается затрудненным.