Оценка и классификация материально-производственных запасов в бухгалтерском учете
Учет амортизации нематериальных активов
Амортизация начисляется двумя способами:
- с использованием счета 05 «Амортизация нематериальных активов»
- без использования этого счета путем непосредственного списания стоимости нематериальных активов
Порядок начисления амортизации нематериальных активов регламентирован разделом 3 ПБУ 14/2000 и п.15 предполагается ее начисление одним из 3-х предложенных способов:
- линейный
- способом уменьшающегося остатка
- пропорционально сумме чисел лет полезного использования
При этом выбранный способ начисления амортизации необходимо закрепить в учетной политике организации.
Начисление амортизации с использованием счета 05:
Дебет 20,25,26 (44 – в торговле)
Кредит 05
Без использования Дебет 20, 25,26 (44) Кредит 04
По организационным расходам и деловой репутации амортизация начисляется без использования счета 05.
Срок полезного использования нематериальных активов определяется исходя из срока действия патента, свидетельства, других документов, подтверждающих право на объект. Если такой период в соответствующем документе не указан, то срок полезного использования определяется в соответствии с тем, какое время предприятие планирует получать экономическую выгоду от использования этого нематериального актива. Если и таким способом срок полезного использования установить невозможно, то он признается равным 20 годам, но не более срока деятельности организации.
|
|
По организационным расходам и деловой репутации срок полезного использования устанавливается равным 20 годам, но не более срока деятельности организации.
Тема 11. «Учет материально-производственных запасов»
1. Оценка и классификация материально-производственных запасов
в бухгалтерском учете
2. Учет материалов по фактической себестоимости
3. Учет материалов по учетным ценам.
Сущность оперативно-бухгалтерского метода учета запасов.
На предприятиях наряду со средствами труда используются предметы труда, которые участвуют в хозяйственной жизни предприятия. Они имеют особенности, которые их отличают их от средств труда:
1. полностью потребляются в одном производственном цикле;
2. в процессе производства теряют свою первоначальную форму;
3. свою стоимость на вновь созданный продукт переносят полностью.
Материалы классифицируются по двум признакам:
1. По функциональной роли и назначению в процессе производства (экономическая классификация)
2. По техническим признакам и функционально-химическим свойствам (техническая классификация)
|
|
Типовая классификация предметов труда по функциональной роли и назначению в процессе производства предусматривают материалов по следующим видам:
1. Сырье и материалы
2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия
3. Топливо
4. Тара и тарные материалы
5. Запчасти
6. Прочие материалы
7. Строительные материалы
1. Сырье и материалы составляют основу вырабатываемой продукции или являются необходимым компонентом. Разнообразие материалов на конкретном предприятии зависят от ассортимента выпускаемой продукции. Вместе с тем для каждой отрасли характерен устойчивый состав материалов, используемой в производственном процессе.
2. Полуфабрикаты покупные и комплектующие изделия необходимы для создания основы вырабатываемой продукции. Выделение этого вида материалов из группы «Сырье и материалы» обуславливается необходимостью разграничения полуфабрикатов собственного производства и приобретенных на стороне.
К комплектующим изделиям и полуфабрикатам относят:
- узлы и детали, используемые в машиностроении
- фурнитура в мебельной промышленности
3. Топливо – нефтепровод, смазочные материалы, газообразное топливо и т.д., предназначенное для эксплуатации транспортных средств, технологических целей, отопления зданий и т.д.
4. Тара и тарные материалы предназначены для хранения, упаковки и сохранения качества материалов и готовой продукции.
Различают инвентарную и неинвентарную тару.
К инвентарной относят предметы, обслуживающие производство многократно. Они учитываются в составе основных средств или материалов.
К неинвентарной таре относят предметы, предназначенные для упаковки готовой продукции и реализуемые вместе с ней.
Условиями поставки могут быть предусмотрены определенные виды тары, подлежащие возврату поставщику. Для обеспечения своевременного возврата такой тары, поставщики взимают с покупателей залог, который и возвращается после возврата тары. Такие виды тары называются залоговой тарой.
5. Запчасти – это предметы, предназначенные для проведения ремонтов, а также замены изношенных частей машин и оборудования.
6. Прочие материалы – отходы производства (обрезки, стружка, неисправный брак).
7. Строительные материалы – используются в процессе строительных и монтажных работ.
Также в зависимости от участия в изготовлении готовой продукции материалы делятся на основные и вспомогательные.
Основными называются материалы, которые составляют основу изготовляемой продукции и являются необходимым компонентом при ее выработке. Иногда одни и те же материалы в различных производствах играют разную роль.
Вспомогательные материалы присоединяются к основным в процессе производства, но не составляют основу готовой продукции. Они присоединяются к основным материалам с целью придания продукции определенных качеств. Например, лаки в мебельном производстве, краски в текстили и т.д.
Вспомогательные материалы могут потребляться в машиностроении. Например, смазочные материалы. В качестве вспомогательных материалов используются запчасти, топливо, тара, тарные материалы и т.д.
Задачи учета материалов:
1. правильное и своевременное отражение операций и обеспечение достоверными данными по изготовлению, поступлению и отпуску материалов
2. контроль за сохранностью материалов в местах хранения и на всех этапах их движения
3. предоставление руководству точных сведений о количестве и стоимости материалов, находящихся на складе
4. систематический контроль за использованием материалов в производстве на базе технических норм их расходования, предотвращение неиспользованных расходов и потерь.
5. своевременное выявление ненужных в процессе производства материалов для их посредствующей реализации.
|
|
Наличие материальных ценностей на предприятии постоянно изменяется в связи с их движением (поступление на предприятие, внутреннее перемещение, отпуск в производство, реализация, выбытие). Все операции по движению материалов осуществляют материально ответственные лица – кладовщики, заведующие складом, лаборанты и так далее. Руководитель предприятия, принимая их на работу, заключает с ними договор о полной материальной ответственности. Материальная ответственность может быть полной, индивидуальной, коллективной. В соответствии с Гражданским кодексом отдельные должности подразумевают наличие полной индивидуальной ответственности. Перечень таких должностей определен положением о материальной ответственности.
Предприятие получает материалы в основном от поставщиков. Это промышленные и сельскохозяйственные предприятия, предприятия оптовой торговли и т.д. Взаимоотношения между ними строятся на основе договора поставки.
Договор поставки - это правовой документ, который определяет права и обязанности поставщика и покупателей. Основные реквизиты:
1. наименование сторон
2. основные реквизиты сторон - адрес, банковские реквизиты и т.д.
3. предмет договора
4. цены
5. сроки поставки
6. порядок расчетов
7. санкции за нарушение условий договора и т.д.
Порядок приемки ценностей и их документальное оформление зависит от места приемки. Если ценности принимаются на складе поставщика, то предприятие поручает лицу, с которым заключен договор о материальной ответственности, получит ценности. При этом ему выдается доверенность.
Доверенность - это бланк строгой отчетности, их учет ведется в специальной книге, где указывается дата выдачи доверенности, ее номер, фамилия, имя и отчество получателя доверенности, цель ее выдачи, срок действия. Получатель расписывается в специальной книге за нее. Если в установленные указанные сроки доверенность не использована, то она возвращается на предприятие, ее гасят (перечеркивают) и прикладывают к книге учета доверенностей, а по строке, где она зарегистрирована в книге, помечают «не использована».
|
|
Основные реквизиты доверенности:
1. наименование предприятия
2. его ИНН
3. расчетный счет
4. номер, дата доверенности
5. паспортные данные лица, которому выдана доверенность
6. цель выдачи доверенности
7. подпись главного бухгалтера и руководителя
8. печать
При приемке материалов получатель оставляет доверенность у поставщика. Поставщик в документах на отпуск обозначает реквизиты получателя
Приемка материальных ценностей на складе поставщика осуществляется путем проверки соответствия количества и качества
Затаренные ценности принимаются по количеству мест и массе брутто или по количеству единиц и массе нетто по трафарету. В тех случаях, когда тара оказывается поврежденной, получатель должен потребовать вскрытие тары и проверки содержимого по количеству единиц, массе и качеству.
Товарный груз обязательно сопровождается основными документами и вспомогательными. К основным документам относят накладные всех видов, счета фактуры, закупочные акты. К вспомогательным документам относят сертификат соответствия, гигиенический сертификат, качественное удостоверение и т.д.
Материалы могут перемещаться внутри предприятия. Такое перемещение называется движением и оформляется лимитно-заборными картами. Они построены таким образом, что производить записи ежедневно, имеют соответствующие графы, в которых отражаются материалы, возвращенные на склад. Возврат материалов из производства оформляется накладными на внутренние перемещение материалов.
ПБУ 5/01 устанавливает, что учет материалов осуществляется по фактической себестоимости (п.5). Фактической себестоимостью признается сумма фактических затрат на их приобретение за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.
В фактическую себестоимость материалов включаются все расходы, связанные с их приобретением и доведением до состояния, пригодного к использованию к использованию в производственных целях. Помимо сумм уплаченных поставщику, в фактическую себестоимость материалов включаются следующие виды расходов:
- оплата информационных и консультационных услуг, связанных с приобретением материалов
- таможенные пошлины и иные платежи
- невозмещаемые налоги из бюджета, уплаченные в связи с приобретением материалов
- вознаграждения посредническим организациям,
- затраты по заготовке и доставке материалов до места их использования, включая расходы по страхованию
- расходы по оплате процентов по кредитам банков, если эти расходы связаны с приобретением материалов и произведены до даты их оприходования на склад
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материалов.
Формирование фактической себестоимости материалов может осуществляться следующими способами:
1. Фактическая себестоимость формируется непосредственно на счет 10
2. Фактическая себестоимость формируется с использованием дополнительных счетов 15 и 16
Формирование себестоимости с использованием счета 10 «Материалы»
При этом способе все данные о фактических расходах, понесенных при заготовлении материалов, собираются по дебету 10. При этом в учете составляются корреспонденции:
- отражается покупная стоимость материалов на основе накладных и счетов-фактур поставщика
Дебет 10 «Материалы»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
- отражаются транспортные расходы по приобретению материалов на основе накладных, счетов-фактур транспортной организации
Дебет 10 «Материалы»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
- отражаются расходы по оплате услуг посредническим организациям на основе счетов-фактур посредника
Дебет 10 «Материалы»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
- в дебет счета 10 все эти расходы относятся без учета НДС, который отражается отдельно по ставке 18%
Дебет 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
- начислен процент за банковский кредит, использованный на закупку материалов
Дебет 10 «Материалы»
Кредит 66 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»
Данный способ учета формирования себестоимости материалов целесообразно использовать предприятиям, у которых:
1) небольшая номенклатура использования материалов
2) небольшое количество поставок материалов за период
3) все данные для формирования фактической себестоимости материалов поступают в бухгалтерию одновременно