Тема 3.2. Методы воспитания

Выбор мер воспитательного воздействия требует сочетания различных групп методов, направленных на формирование поведения, сознания, чувств человека. Только комплексный подход к решению всех аспектов воспитательной работы дает желаемый результат.

В сурдопедагогике, основываясь на особенностях развития детей со слуховым дефектом и на классификации методов воспитания в общей и специальной педагогике, применяются в разных сочетаниях три ведущие группы методов:

Практически-действенные – приучение, упражнения, организация воспитывающей деятельности, воспитывающие ситуации.

Побудительно-оценочные – педагогические требования, поощрение, порицание, осуждение, наказание.

Информационные – разъяснение, беседа, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога, и пр.

Избираемые в практике работы с учащимися, имеющими нарушения слуха, методы воспитания отличаются особенностями их реализации и рациональным вариативным сочетанием. Их выбор и соединение определяются возрастными и индивидуальными особенностями школьников, характером и степенью слухового дефекта, спецификой речевого развития и участием в воспитательном процессе семьи.

Рассмотрим особенности использования различных методов воспитания в работе с учащимися, имеющими нарушения слуха.

Наиболее успешно в воспитании школьников со слуховым дефектом используются практически-действенные методы. Особое значение они приобретают в работе с младшими учениками, которым свойственны недостаточный уровень речевого развития незавершенность формирования конкретно-понятийного мышления.

Методы приучения и упражнения используются для воспитания устойчивых навыков социального поведения, санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых умений, навыков самоорганизации и пр. Метод приучения предусматривает постановкувоспитательной задачи и создание положительного эмоционального настроя, вызывающего у детей желание научиться выполнять то или иное действие; четкий, яркий, наглядный показ образцадействия сурдопедагогом или воспитателем, сочетающийся разъяснением с помощью доступных речевых средств; воспроизведение учащимися требуемого образца действия; тренировку в совершенствовании и закреплении способов деятельности и соответствующего им поведения; завершающее напоминание об усвоенном способе поведения. При необходимости овладения сложной формой поведения, состоящей из нескольких действий, школьникам последовательно показывают все действия, и каждое из них отрабатывается отдельно.

Для закрепления приобретенных навыков и привычек используется система упражнений. Эта форма воспитания может сочетаться с другими – требованием, словесным разъяснением, индивидуальными беседами, поручениями и т.п.

Организация воспитывающей деятельности является действенным способом включения учащихся со слуховым дефектом в постепенно усложняющуюся по содержанию трудовую (игровую, предметно-практическую, спортивную, художественную, учебную) деятельность. Приобретаемый при этом опыт содействует развитию ценностной мотивации, самостоятельности и активности детей, формированию межличностных отношений, навыков общения и поведения, выработке адекватной самооценки на основе сопоставления результатов деятельности с собственным участием в ней.

Побудительно-оценочные методы реализуются в сочетании с практически-действенными и сопровождаются доступными словесными поощрениями («хорошо», «верно», «молодец»), привлекая внимание детей ко всему позитивному.

Педагогические требования в лаконичной, доступной словесной форме выражают суть социально значимых требований, предъявляемых к поведению школьников, и предполагают незамедлительное их выполнение. Они могут быть прямыми и косвенными. В воспитании младших школьников шире применяются прямые требования, для формулировок которых используется побудительные конструкции, отражающие определенность, конкретность, точность содержания. Работая с подростками и старшеклассниками, в основном опираются на косвенные требования и на наиболее употребительные их формы–требование-совет, требование-просьбу.

Поощрение основано на признании положительной оценки поведения или качеств личности школьника со стороны педагога или товарищей, выраженном публично или при личном общении. Обращение к поощрениям в воспитании детей со слуховым дефектом приучает их к нравственному поведению, содействуетвозникновению положительных эмоций, укрепляет их веру в собственные силы. Разнообразные виды поощрений одобрение, похвала, благодарность, награждение грамотами, ценнымиподарками и пр.) применяются с учетом особенностей возрастногоразвития учащихся. Так, младшие глухие школьники воспринимают как поощрение ласковый взгляд, улыбку, кивок головы, наглядные символы с элементарным словесным подкреплением: «хорошо», «верно», «правильно». Постепенно устные поощренияначинают занимать ведущее место.

Наказание имеет практический действенный характер и направлено на предупреждение нежелательных поступков. Дети с нарушенным слухом, особенно младшего школьного возраста не всегда могут понять, чем недовольны взрослые и что от них требуется. Для них наказание имеет воспитательную ценность, если проступок осознан, если случаи его применения крайне редки, если оно не причиняет физической боли и не унижает достоинства.

В воспитательной работе с детьми, имеющими нарушения слуха, этот метод следует использовать очень осторожно, исключая проявления раздражительности или недоверия со стороны сурдопедагогов, воспитателей, родителей. Его использование рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов поведения в стимулы внутренние. Воспитатели,сурдопедагоги, родители могут выражать неодобрение строгим взглядом, покачиванием головы, сопровождая эти знаки неудовольствия словами: «плохо», «некрасиво», «стыдно», «я расстроен (огорчен)» и пр. При этом внешние проявления осуждения – нахмуренный, строгий взгляд, покачивание головы – всегда должны быть связаны со словесным обозначением переживаемого. В исключительных случаях применяются такие виды наказания, как естественное ограничение действий, порицание (наглядное или словесное), выговор (устный или письменный) и т.д.

В воспитании подростков и старшеклассников со слуховым дефектом все большее место начинают занимать информационные методы, предполагающие опору на их интеллектуальные и речевые возможности.

Информационныеметоды оказывают серьезное влияние на формирование осознанного отношения учащихся к нормам и правилам поведения, к социальным и нравственным человечески ценностям. С их помощью школьники с нарушенным слухом овладевают умением оценивать собственные поступки, ориентируя при этом на социальные и нравственные эталоны.

Наибольшие трудности в реализации воспитательного потенциала информационных методов возникают на начальном этапе школьного обучения. Это обусловлено речевым недоразвитием младших учащихся, особенностями познавательной деятельно бедностью их житейского и социального опыта.

При использовании информационных методов дети учатся сопельному усвоению сути социальных и нравственных отношений, осмыслению собственного поведения и его сопоставлению с тем,как надо себя вести, у них формируется шкала адекватных оценок поведения. Восприятие воспитывающей информации и ее осознание зависят от доступности содержания, продуманностииспользуемых языковых и визуальных средств.

Разъяснение в большинстве случаев представляет собой эмоциональное объяснение учащимся сущности социальных и нравственных правил поведения. Этот прием помогает закрепить знания о новых для детей социальных и нравственных нормах, о способах повеления в различных ситуациях, правильно оценивать совершаемые ими поступки. Разъяснения сурдопедагога, воспитателя, родителей, построенные тактично и продуманно, усиливают направленность практически-действенных методов воспитания.

Беседа предполагает коллективное или индивидуальное обсуждение проблем жизни учащихся. В практике школьной работы широко используются этические и эстетические беседы. Первые ставят своей целью раскрытие смысла нравственных понятий, норм морали, которые с большим трудом усваивается детьми с нарушенным слухом. Материалом для таких бесед становятся опыт поведения и общения школьников, прочитанные литературные произведения, просмотренные фильмы и т.д.

Достоинством этических бесед является обеспечение связи между знаниями и поведением учащихся. Их содержание обычно раскрывается индуктивным путем: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода, включающего выделение сути нравственного понятия или правила. Такие беседы, как правило, сочетаются с выполнением поручений, с практической деятельностью школьников.

Эстетические беседы направлены на развитие у детей с нарушенным слухом эстетической восприимчивости, эстетических чувств, суждений, на обогащение их жизненного опыта яркими и запоминающимися впечатлениями. Материалом для таких бесед служатлитература, живопись, театр, природа. Особое внимание при их проведении уделяется развитию сенсорной культуры детей – совершенствованию зрительного, тактильно-вибрационноговосприятия объектов во всем многообразии их свойств и качеств.

Особенностями проведения беседы в младших и средних классах специальной школы являются связь содержания с личным опытом и знаниями школьников; опора на визуальные средства для облегчения восприятияречевойинформации и поддержания интереса учащихся; обогащение речи школьников новыми словами и языковыми конструкциями; стимулирование к обсуждению новых фактов и сведений; оказание учащимся помощи в построении собственных высказываний и оценочных суждений.

Примеры из окружающей жизни, в том числе и личный пример сурдопедагога, воспитателя, родителей, предоставляютучащимся наглядные образцы поведения и деятельности которые осмысливается лучше, чем словесные рассказы или разъяснения о нормах поведения. Подобные примеры служат основой совершенствования личностных свойств и качеств, а также помогают преодолеть имеющиеся недостатки.

Особое внимание уделяется примерам их жизни взрослых глухих, добившихся значительных успехов в профессиональной и трудовой деятельности. Педагоги черпают сведения о таких людях из журнала «В едином строю» и других. На возрастных ступенях развития учащихся влияние подобных примеров весьма различно. Так, для детей младшего школьного возраста примерпедагога, учителяи воспитателя непререкаем и неоспорим. Для старшеклассников важны примерылитературных героев, героев фильмов и спектаклей. При этом сурдопедагоги помогают глухим и слабослышащим школьникампонять содержание прочитанного, увиденного, оценить черты характера и поведения персонажей.

По мере развития и взросления детей ввоспитании все большее место начинаютзанимать информационныеметоды, предполагающие опоруна их интеллектуальные и речевые возможности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: