Учебные программы школы для глухих
Программы – нормативные документы, направляющие практическую деятельность обучения. Программы дают общую картину содержания учебных предметов и формулируют основные требования к методам и организации их изучения.
Программа содержит объяснительную записку, в которой раскрываются цели и задачи конкретного учебного предмета, кратко характеризуется структура содержания, методы и формы организации занятий, критерии оценки результатов.
Текст программы содержит компоненты содержания образования по годам обучения, по разделам или темам. Программы для школ глухих составляются с учётом требований общедидактических принципов и специальной дидактики, особенности усвоения знаний глухими школьниками. Эти программы систематически перерабатываются в соответствие с изменяющимися требованиями к уровню общего среднего образования.
Особенность новых программ в том, что они содержат предметы коррекционно - развивающего направления обучения: русский язык, ППО, природоведение, математика, и т.д.
|
|
В программах определяются объём и характер речевого материала, необходимого для усвоения глухими учащимися в процессе изучения определённой темы. В программах сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся по каждому учебному предмету. В программе приводится список действующих учебников, а также основной список литературы для учителей.
По определению М.Н.Скаткина, учебник – это средство для усвоения содержания, предназначенная для учащихся, а для учителя – резюме изложения научных сведений и основ методической системы обучения данному предмету. Учебник составляется на основе учебного плана и программы по предмету. Учебникдля глухих должен отражать компенсаторно-коррекционную направленность обучения, осуществлять образовательную, развивающую и воспитательную функции.
Общий объём излагаемого в учебнике материала должен соответствовать учебному времени, отведённому для данного курса. Особое требование предъявляется к речевому оформлению учебника: материал излагается ясно, точно, лаконично и понятно литературным языком.
Методический аппарат учебника направлен на развитие интереса глухих учащихся к изучаемому материалу. Иллюстрации учебника нацелены на конкретизацию излагаемого материала, на понимание общего смыслового содержания текста, раскрытию последовательности, усилению эмоционального воздействия. Важное значение имеет художественное оформление и полиграфическое исполнение учебника. Учебники должны удовлетворять эстетическим требованиям, соответствовать гигиеническим и полиграфическим нормам. Пособие для учителей нацелены облегчить подготовку учителя к уроку.