Церковский Александр Леонидович

Литература

Клиническая фармация в России и Республике Беларусь

В России формирование идей о подготовке клинического провизора началось в 70-е годы XX века. Затем эти идеи развивались дальше и практически осуществились в преподавании основного содержания клинической фармации провизора общего профиля на кафедрах фармакологии высших медицинских заведений (институтов, академий, университетов).

Дополнительно создаются два специальных курса – патология и фармакотерапия – с целью развития у клинических провизоров клинико-фармакологического мышления путем усвоения ими основных представлений о болезнях, путях лечения их и установления при этом профессиональных коммуникаций между фармацией и медициной [5].

В связи с развитием логики фармацевтической фармакологии, потребностями практики возникла новая программа додипломной подготовки клинического провизора-консультанта в рамках нового учебного плана обучения провизоров общего профиля (ММА им. Сеченова).

Вопрос о подготовке клинического провизора по заданному образцу с длительным сроком обучения представляется рациональным осуществить в ближайшем будущем.

Новая программа способствует:

– укреплению междисциплинарной связи между фармацией и медициной, между провизором и врачом;

– успеху фармацевтической индустрии, фармаковалеологии, фармакопрофилактике, индивидуализированной фармакотерапии;

– целенаправленному выбору адекватных ЛС.

Клинический провизор предназначен для осуществления консультативно-информационной помощи врачу в проведении рационального выбора и назначения ЛС с целью:

1) повышения эффективности и безопасности фармакотерапии;

2) консультации провизоров и населения в области лекарствоведения и преодоления наркомании, токсикомании, фармакомании, несовместимости экологической опасности.

Клинический провизор должен знать основы фундаментальных фармацевтических биологических, организационных дисциплин в объеме, необходимом для оперативного решения производственных и исследовательских задач.

Клинический провизор должен уметь:

1) осуществлять поиск новой информации, требующей умения работать в библиотеке, быстро ориентироваться в современных справочниках о ЛС с различными принципами классификации их;

2) классифицировать ЛС на основе химической структуры, фармакологических свойств, фармакотерапевтического применения;

3) определять химические, фармакологические и фармакотерапевтические аналоги;

4) использовать данные фармакокинетики ЛС и клинической фармакологии для проведения сравнительной оценки нового ЛС с традиционными по показаниям эффективности и безопасности;

5) осуществлять выбор ЛС, лекарственной формы, оптимального способа введения ЛС, составлять проекты схем курсового введения;

6) решать вопросы совместимости и несовместимости ЛС между собой и составными частями пищи;

7) решать вопросы переносимости препаратов организмом с учетом наличия у пациента аллергии к ним;

8) заменять отсутствующий препарат в аптеке и аптечной сети фармацевтическим, фармакологическим или фармакотерапевтическим аналогом;

9) осуществлять оценку экологической безопасности природных и синтетических ЛС на основании химических, фармакологических и токсикологических исследований;

10) организовать и проводить мероприятия по информации об ЛС;

11) оформлять заявку на ЛС с использованием прикладных, социологических методов исследований потребностей ЛПУ и рынка;

12) работать на персональных компьютерах с использованием пакетов сервисных и прикладных программ, текстовых редакторов [8].

О потребности в клинических провизорах в России можно судить по количеству должностей провизоров-технологов для информационной работы.

Согласно приказу Минздрава РФ предусмотрена одна должность на каждую городскую, областную, краевую, республиканскую больницу от 500 коек, на самостоятельную городскую поликлинику от 800 посещений в смену.

ВРеспублике Беларусь вопрос о расширении и дифференциации клинических функций фармацевтов остро встал в начале 90-х годов.

Практическим решением этого вопроса стало преподавание с 1997 года основного содержания клинической фармации провизорам общего профиля на кафедре общей и клинической фармакологии ВГМУ.

Штатное расписание соответствует таковому в РФ: одна должность на 500 коек ЛПУ, 800 посещений в смену (поликлиника).

Подготовка клинических провизоров в РБ свидетельствует о признании государством того факта, что рациональное лекарственное лечение может быть обеспечено только путем массового использования в системе здравоохранения специалистов по клинической фармации – клинических провизоров.

1. Завьялов А.В. Роль клинического провизора в фармакотерапии // Фармация. – 1990. – № 5. – С. 1-5.

2. Кирсанова Т.Г. Проблемы взаимодействия врачей и фармацевтов в современных условиях // Фармацевтический вестник. – 1997. – №18. – С.12.

3. Кондратьева Т.С., Зеликсон Ю.И. Гуманистические аспекты деятельности и обучения провизора-технолога // Фармация. – 1993. – №2. – С.36-37.

4. Концепция фармацевтического образования в Республике Беларусь (проект) // Медицинский вестник. – 1998. – № 15. – С. 1, 3.

5. Кудрин А.Н., Давыдова О.Н., Ряженов В.В. О подготовке клинического провизора-консультанта // Фармация. – 1992. – № 5. – С. 45-47.

6. Мошкова Л. Ответственная миссия фармацевта //Фармацевтический вестник. – 1997. – № 17. – С. 5.

7. Николаев В. «Не навреди!» – основная заповедь фармацевта // Фармацевтический вестник. – 1997. – № 23. – С. 37.

8. Сытый В.П., Денисова Л.В., Соколовская Л.А. Рациональное использование лекарственных средств // Медицина. – 1998. – № 4. – С. 12-13.

Учебное издание

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ЭТИКА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: