Важнейшим следствием психического развития ребенка дошкольного века есть формирование психологической готовности к школьному обучению. По сути ее становление свидетельствует о завершении периода дошкольного детства.
В сложном комплексе качеств, из которых складывается такая готовность, можно выделить мотивационную, умственную и эмоционально-волевую компоненты.
Большинство детей в конце дошкольного века стремится стать школьниками, связывая это желание прежде всего с внешними признаками изменения своего социального статуса (портфель, форма, собственное рабочее место, новые взаимоотношения и т.п.).
Однако настоящая мотивационная готовность предопределяется познавательной направленностью дошкольника, которая развивается на основе присущий детям любознательности, приобретая характерных особенностей первых познавательных интересов (стремление познавать то новое, что несет в себе школа, желание овладеть грамоту, чтение и др.).
Если же такая познавательная активность не сформирована, детей привлекают разнообразные посторонние мотивы, связанные со восприятием школы как места для развлечений, которое спричинює невозможность ребенка взять на себя обязанности ученика.
|
|
Обучение в современной школе требует также умственной готовности детей.
Они приходят к школе с довольно широким кругом знаний и умений, а главное — с развитыми восприятием и мышлением (они уже должны освоить операции анализа, синтеза, сравнение, обобщение, классификации, группирование и т.п.), которые разрешают систематически наблюдать за предметами и явлениями, выделять в них важные особенности, размышлять и строить заключения.
Кроме того, дети уже должны владеть начальными учебными умениями (концентрации внимания не на результате, а на самом процессе выполнения учебных задач, самоконтроля, самооценки и др.).
Большую роль сыграет и эмоционально-волевая готовность, в частности умения дошкольника произвольно руководить своим поведением, познавательной активностью, направлять ее на решение учебных задач и т.п. Обучение в школе может быть для него источником положительных эмоций, которая поможет найти свое место среди ровесников, поддержит уверенность в себе, в своих силах. Важно, чтобы эти положительные эмоции связывались с самой учебной деятельностью, ее процессом и первыми результатами.
По некоторым данным (О. Е. и Г. Г. Кравцови), почти треть детей семилетнего века не совсем готовая к школе. В особенности часто обнаруживается недостаточная сформированность отдельных компонентов психологической готовности. Все это требует определенное корректирование со стороны педагогов.
|
|
Отдельной есть проблема шестилетних детей. Оставаясь за уровнем своего психического развития дошкольниками, многие из них вступает к школе иd включается в учебную деятельность.
Так, у шестилетних детей еще сохраняются присущие дошкольному веку особенности мышление: в них доминирует невольная память, вследствие чего запоминается не то, что нужно, а то, что интересное; специфика внимания делает возможное продуктивное выполнение определенной работы не более чем вдоль 10-15 минут; особенности мышления предопределяют стремление изучать все прежде всего в наглядно-образном и наглядно-действенном аспектах.
Однако важной особенностью психического развития старшего дошкольника есть и острая чувствительность (сенситивність) как к усвоению нравственно-психологических норм и правил поведения, так и к овладению целями и способами систематического обучения.
Познавательные мотивы в этом веку ситуативные и нестойкие, во время учебных занятий они появляются и поддерживаются лишь благодаря усилиям педагогов. Оценка учебной работы воспринимается как оценка личности, а потому отрицательные оценки служат причиной тревожности, дискомфорт, апатию.
Поведение еще нестойкая, зависит от эмоционального состояния ребенка, который существенным образом усложняет взаимоотношения как с учителем, так и с ровесниками.