Сложилось несколько подходов в определении взаимодействий этих дисциплин и объема этих понятий.
Первый. Это лингвистический подход, который строится на утверждении, что социолингвистика – это и есть социология журналистики в широком смысле слова, т.е. собственно социология журналистики – это структурный компонент социолингвистики как междисциплинарного научного направления, опирающегося на достижения языкознания, социологии и психологии.
Второй. Это журналистский подход, при котором и социология журналистики, и социолингвистика рассматриваются как структурные элементы систем наук о журналистике, т.е. входят в классификацию журналистских дисциплин, методологической основой которых является теория журналистики.
Третий. Это социологический подход, при котором социолингвистика рассматривается как метод сбора и анализа данных, связанных с социальной дифференциацией языка и его ролью в развитии общества, т.е. метод, который применяется в различных специальных социологических теориях при исследовании влияния социальных факторов на речевое поведение человека и наоборот. Таким образом, социолингвистический подход в социологи журналистики основан:
— на социальной дифференциации языка, отражающей социальную стратификацию общества;
— на наличии системы СМИ, где отдельные каналы и источники информации ориентированны на разную аудиторию и выражают интересы различных социальных и политических институтов;
— на обязательном отражении в языке СМИ языковых особенностей издателя и ориентации на определенную аудиторию.
С учетом этого, социолингвистический подход в СЖ – это анализ языка разных типов изданий, СМИ в целом, с учетом их концептуальной позиции в конкретных исторических условиях, а также социальных, психологических, языковых особенностей аудитории, на которую они ориентированы. Подчеркнем, речь идет о социолингвистике, так как социологической лингвистики, как это указывают в некоторых изданиях, не существует по определению. Также отметим, что социолингвистический анализ не тождественен и не заменяет метода контент – анализа содержания в социологических исследованиях. Так, например, к социолингвистически значимым позициям относятся:
- объем и семантическая структура заголовочных комплексов;
- семантико – стилистическая структура наименований тематических полос, блоков, рубрик, заголовков;
- речевая структура текста;
- лексические особенности текста;
- синтаксические особенности текстов.