РАЗДЕЛ 1. Возникновение, становление инновационного менеджмента
ПРЕДИСЛОВИЕ
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Укрупненная группа направлений и специальностей | «Экономика и управление» |
Специальность: | 080507.65 «Менеджмент организации» |
Специализация: | Управление проектами |
Разработал: д.т.н., профессор Матвеев Александр Васильевич
Брянск 2011
Инновационные процессы сложны, для анализа закономерностей их развития необходимы специалисты - инновационные менеджеры. Их задача - способствовать продвижению инновационного процесса, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.
Инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных структурах (академиях наук, вузах, научных обществах, исследовательских организациях, конструкторских бюро и др.), создавая творческие коллективы, занимаясь поиском и распространением новшеств, формированием портфеля заказов на научные исследования и разработки. Они управляют научными коллективами, координируют научные исследования. Они должны обладать научно-техническим и экономико-психологическим потенциалом, инженерно-зкономическими знаниями, качествами традиционного менеджера и ученого-исследователя.
|
|
Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многихлет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Специфическое содержание инновациисоставляют изменения.
Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
1. использование новой техники, технологических процессов, рыночного обеспечения производства;
2. внедрение продукции с новыми свойствами;
3. использование нового сырья;
4. изменения в оргaнизации производства и его обеспечения;
5. появление новых рынков сбыта.
Группа национальных экспертов по показателям науки и техники разработала Руководство Фраскати, первая версия рекомендаций была принята в г. Фраскати (Италия) в 1963 г.
Методика сбора данных о технологических инновациях базируется на рекомендациях, принятых в Осло в1992 г. - "Руководство Осло".
Инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам
Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций
Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производсmвенная пpuмeнимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство.
Инновации присущи в равной мере все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость.