Понятие и классификация организаций.
Понятие организации и ее общие характеристики.
Что такое организация? Что общего в мире организаций, к которым относят и фабрики, и заводы, и школы, и университеты, и футбольные команды, и церкви, и военные подразделения, и министерства, и магазины, и клубы, и сельхозкооперативы, и больницы, и почтовые отделения и многие другие.
Общие у них то, что везде работают люди. Они могут иметь или не иметь общей собственности, у них могут быть, а может и не быть техники и оборудования, но у них обязательно есть общие цели. Кроме того, каждый идет к цели не самостоятельно, а совместно, у них общий путь к цели. Поэтому организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (или целей).
Приведенное определение характерно и справедливо для формальной организации, специально созданной и координируемой для достижения поставленной цели (целей). Существуют также неформальные группы, организации, которые возникают стихийно, спонтанно, но где люди выступаю во взаимодействии друг с другом по интересам достаточно регулярно. В управлении понятие «организация» обычно используется для обозначения именно формальной организации.
|
|
Организации создаются для достижения самых разных целей, удовлетворения различных потребностей людей, поэтому они так разнообразны, имеют различное назначение, расположение, размеры, внешний вид, строение, поведение и другие характеристики. Это играет важную роль при рассмотрении организаций как объектов управления, чтобы использовать эффективные методы и приемы координации деятельности людей.
Большинство организаций являются сложными системами, состоящими из подразделений (частей организации), имеющих свою цель работы, увязанную с общей целью.
Сложные организации вне зависимости от их конкретного назначения имеют общие характеристики, черты, параметры или исходные принципы. К таким параметрам относят:
· наличие общих целей;
· преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, - это люди (трудовые ресурсы), капитал (денежные средства, основные фонды), материалы, технология и информация;
· зависимость организации от внешней среды как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей. Внешняя среда включает экономические условия, потребителей, законодательство, правительственные акты, конкурентов, общественные ценности и взгляды, технику и технологию и др. Эта среда оказывает существенное влияние на организацию;
· разделение труда. Разделение всей работы на части называется горизонтальным разделение труда. Например, работу по управлению парусным судном можно разделить на такие части: управление парусами, управление рулем. Отделение работы по координированию действий от самих действий называется вертикальным разделением труда;
|
|
· образование подразделений в сложных организациях. Такие подразделения называются отделами, службами, цехами, участками и т.п. Как и целая организация, частью которой они являются, подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели;
· необходимость и наличие управляющего органа.
Таким образом, по сути большие и сложные организации имеют общие характеристики и состоят из нескольких специально созданных для конкретных целей взаимосвязанных организаций и многочисленных неформальных групп, возникающих спонтанно. Например, учебная группа студентов является одним из подразделений учебного заведения. Уже после нескольких совместных занятий самопроизвольно создается несколько сплоченных группировок – неформальных групп.
Классификация организаций
Для эффективного управления организацией важно знать, какое место занимает она в системе аналогичных объектов, существует ли ниша, которую занимает организация, и как определить те организации, которые сравнимы с управляемым объектом по тем или иным параметрам, чтобы использовать их опыт. Эти и другие вопросы идентификации бизнеса напрямую связаны с классификацией организаций, их группировкой по тем или иным признакам.
Классификация организаций в экономике представлена в табл.1 (стр.3).
Многообразие целей и задач организаций приводит к тому, что для управления их функционированием и развитием требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников.
Таблица 1 – Классификация организаций в экономике
Признак классификации | Виды организаций |
Критерий формализации (принцип построения и функционирования организаций) | Формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы. |
Неформальные организации, работающие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми. | |
Критерий формы собственности | Частные |
Государственные и муниципальные | |
Иные | |
Критерий численности занятых, объем продаж и стоимость активов | Крупные |
Средние | |
Малые | |
Критерий участия в различных секторах производства (по виду и характеру хозяйственной деятельности) | Организации отраслей первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, включают организации и предприятия сельского, лесного, рыбного хозяйств, угольной промышленности и т.д. |
Организации отраслей вторичного цикла, в состав которых входят организации и предприятия обрабатывающей промышленности, например, машиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т.д. | |
Организации отраслей третичного цикла, организации и предприятия которого оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отраслей первых двух секторов. Это банки, страховые компании, транспортные предприятия, образовательные учреждения, туристские агентства, розничная торговля и др. | |
Организации и институты четвертого сектора экономики, которые занимаются такой прогрессивной и быстроразвивающейся сферой человеческой деятельности, как информационные технологии. Этот сектор сформировался сравнительно недавно, но его значение и потенциал растут с такой скоростью, с которой во всем мире увеличивается роль информации в управлении сложными системами. | |
Признак классификации | Виды организаций |
Критерий отношения к прибыли | Коммерческие, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. |
Некоммерческие, которые не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. | |
Критерий принадлежности к основным структурным элементам общества | Государственные организации |
Организации гражданского общества (коммерческие и некоммерческие) | |
Критерий сферы и масштаба деятельности | Национальные |
Иностранные | |
Смешанные | |
Международные коммерческие организации |
В теории организаций выделяют четыре типа моделей, отражающих эволюцию теоретических концепций, определяющих сущность самих организаций, роль и доминирующие функции менеджмента, а также критерии, применяемые для оценки эффективности их деятельности.
|
|
Первая модель. Известна под названием «модель механистической конструкции организации», сформировалась в конце XIX в. и получила широкое распространение в первой четверти ХХ в. Ее теоретической базой являются положения школы научного менеджмента. Родоначальник этого научного направления Ф.У. Тейлор рассматривал эффективность с точки зрения факторов времени и движения. Другой представитель этого теоретического направления немецкий социолог М. Вебер выдвинул и обосновал положение, согласно которому самой эффективной формой организации является рациональная бюрократия[1].
Механистическая модель организации (или модель рациональной бюрократии) позволяет установить технико-экономические связи и зависимости различных факторов производства, и это составляет ее сильную сторону. В то же время в ней недостаточно учитываются роль и значение человеческого фактора в эффективной работе организации.
|
|
Вторая модель. Эта модель построена на определении организации как коллектива, сформированного по принципу разделения труда. Начало ее разработки относится к 30-м годам ХХ в. и связано с именами таких известных ученых, как Э.Мэйо, Д. МакГрегор, Ч. Барнард, Ф.Селзник, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, Н.А. Витке, создавших основы теории человеческих отношений и поведенческих наук. Модель организации строится, исходя из главного положения теории о том, что важнейший фактор производительности на предприятии – человек как социальный деятель. Поэтому элементами модели являются такие составляющие, как внимание к работающим, их мотивация, коммуникации, участие в принятии решений.
Таким образом, обе модели (первая и вторая) могут рассматриваться как закрытые, то есть не учитывающие воздействие факторов внешней среды на эффективность. В свою очередь, это привело к созданию новых, открытых моделей.
Третья модель. В этой модели предприятие представляется в виде сложной иерархической системы, тесно взаимодействующей с окружением. Ее основу составляет общая теория систем. Ее главная идея заключается в признании взаимосвязей и взаимозависимостей элементов, подсистем и всей системы с внешней средой. В соответствии с этими теоретическими положениями организация рассматривается в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром.
Ключевые факторы ее успеха находятся в двух сферах:
· во внешней, из которой она получает все виды ресурсов, включая информацию, то есть знание,
· во внутренней (сильные и слабые стороны, которой создают те или иные предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию или услуги).
Четвертая модель. Эта модель представляет предприятия как общественные организации, в деятельности которых заинтересованы различные группы как внутри, так и вне их границ. Взаимосвязь предприятий заключается в том, что они (для коллективного, основанного на разделении труда производства товаров и услуг) используют ресурсы, предоставляемые поставщиками, интересы которых в свою очередь удовлетворяются продукцией предприятий.
Основу этой модели (она формируется с 80-х гг. ХХ в.) составляет теоретическая концепция заинтересованных групп, в соответствии с которой организации должны принимать во внимание разные интересы партнеров, круг которых может быть довольно широким. Таким образом, цели предприятий трактуются не столько в плане производства и сбыта каких-либо продуктов и получения прибыли, сколько с позиций удовлетворения различных запросов связанных с ними групп: потребителей, поставщиков, конкурентов, инвесторов, общества в целом.