Правительственные акты

Реализацию своих полномочий Правительство РФ осуще­ствляет посредством издания актов: постановлений (норма­тивного характера) и распоряжений (не имеющих норматив­ного характера, издаваемых по оперативным и другим текущим вопросам). В отличие от актов Президента РФ пра­вительственные акты однозначно определены как подзакон­ные акты: постановления и распоряжения Правительства РФ издаются «на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ», тогда как указы и распоряжения Президента РФ «не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам». В случае противоречия актов Правительства РФ Конституции РФ, федеральным законам и указам Президен­та РФ акты Правительства могут быть отменены Президен­том РФ. Проекты правительственных актов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ направляются в законодательные и исполнительные органы государственной власти регионов, предложения которых подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве РФ. Кроме постановлений и распоряжений Правительство РФ может принимать и иные акты, не имеющие правового ха­рактера (обращения, заявления и пр.).

Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Подготовка и проведение заседаний Прави­тельства осуществляются в соответствии с процедурными нормами, закрепленными в Регламенте Правительства РФ. На заседаниях Правительства РФ рассматриваются наибо­лее важные вопросы, при этом ряд вопросов, связанных с реализацией компетенции Правительства, рассматривается исключительно на правительственных заседаниях (о внесе­нии в Государственную Думу законопроектов, в том числе о федеральном бюджете, установлении объема выпуска государственных ценных бумаг, рассмотрении программ приватизации федеральной государственной собственности, рассмотрении вопросов заключения подлежащих ратифика­ции международных договоров РФ и др.). По предложению Председателя Правительства РФ, для решения оперативных вопросов может образовываться Президиум Правительства РФ, заседания которого проводятся по мере необходимости, а его решения могут быть отменены Правительством РФ. Кроме того, из своего состава Правительство РФ формирует различные комиссии и советы (по информационной полити­ке, по защите интеллектуальной собственности, по коорди­нации внешней политики, по подготовке к различным датам и т.п.).

Смешанный порядок формирования Правительства РФ (участие Государственной Думы в процедуре назначения Председателя Правительства РФ) корреспондирует и двой­ной ответственности Правительства РФ. Правительство ответственно в первую очередь перед Президентом РФ: пе­ред вновь избранным Президентом оно слагает свои полно­мочия, глава государства в любое время может отправить Правительство в отставку (определенного срока полномо­чий Правительство РФ не имеет, но очевидно, что он не может превышать срока полномочий Президента РФ, при этом ограничений по количеству переназначений одного и того же лица членом Правительства РФ не установлено). Но и Государственная Дума по своей инициативе вправе выразить вотум недоверия Правительству РФ, который мо­жет привести к его отставке. Однако в любом случае окон­чательное решение об отставке Правительства принимает Президент РФ, который может и не согласиться с выражен­ным Думой недоверием, более того, повторное выражение вотума недоверия в течение трех месяцев может привести к роспуску Государственной Думы. Персональный состав Правительства РФ формируется без участия Государствен­ной Думы, поэтому ответственность отдельных членов Правительства перед парламентом не предусмотрена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: