Лекция № 8. Тема. Профилактика детского травматизма

План.

Тема. Профилактика детского травматизма

1. Причины детского травматизма.

2. Мероприятия по профилактике детского травматизма.

3. Работа школы по профилактике травматизма.

Литература:

1. Сулла М.Б. Охрана труда, М.: Просвещение, 1989.- с.50-63.

2. Катренко Л.А., Пістун І.П. Охорона праці в галузі освіти, Суми: Еліта-Стар, 2001,-с.52-54.

3. Бедрій Я.І., Дещинський Ю.Л., Мурін О.С. Основи охорони праці: Навч. посібник. 3-тє вид. переробл. і доп. – Львів: „Магнолія плюс”, 2004. – с. 77-85

4. Керб Л.П. Основи охорони праці: Навч. посібник. – К.: КНЕУ, 2005. – с.61-72

5.Основи охорони праці: Навч. посібник / За ред. проф. В.В.Березуцького. – Х.: Факт, 2005. – с. 142-150, 414-420

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

І. Охрана труда как научная дисциплина оперирует специфическими терминами.

Травма – нарушение анатомической целостности организма или нарушение его функционирования в результате воздействия на него вредных факторов.

Производственный травматизм характеризуется совокупностью травм и несчастных случаев на производстве.

Профессиональное заболевание - патологическое состояние организма человека, обусловленное длительной работой во вредных условиях труда и связанное с чрезмерным напряжением организма или неблагоприятным действием производственных факторов.

Причины травматизма делятся на организационные, технические, санитарно-гигиенимческие и психофизиологические.

Организационные:

* неудовлетворительное функционирование, несовершенство или отсутствие системы управления охраной труда;

* недостатки во время обучения безопасным приемам труда и учебы, в том числе:

- отсутствие или некачественное проведение инструктажей по ТБ,

- допуск к работе без обучения или проверки знаний по охране труда,

* некачественная разработка инструкций по охране труда или их отсутствие;

* нарушение режима труда, учебы и отдыха;

* не использование средств индивидуальной защиты;

* нарушение правил безопасности во время проведения внешкольных и внеклассных мероприятий, экскурсий, туристических походов и т.д.;

* нарушение трудовой и учебной дисциплины.

Технические:

* конструкторские недостатки производства и оборудования;

* ненадежность транспортных средств во время перевозки учащихся;

* некачественная разработка проектной документации на строительство зданий и сооружений, реконструкцию существующих объектов и т.д.;

* некачественное выполнение строительных работ;

* неудовлетворительное техническое состояние кабинетов, классов, мастерских и других помещений учебно-воспитательных учреждений;

Санитарно-гигиенические:

* повышенное содержание в воздухе вредных веществ;

* недостаточное освещение;

* неудовлетворительные микроклиматические условия;

* наличие различных излучений;

* нарушение правил личной гигиены.

Психофизиологические:

* низкая нервно-психическая стойкость организма учащихся;

* плохие физические данные организма или плохое состояние здоровья;

* неудовлетворительный «психологический климат» в коллективе;

* токсикологическое отравление,алкогольное, наркологическое опьянение;

* травмирование, вследствие противоправных действий других лиц.

Исследования показывают, что технические причины составляют приблизительно 50% от всех несчастных случаев, организационные – 25%, санитарно-гигиенические – 10%, психофизиологические – 10-12%. В соответствии с этими данными и разрабатываются мероприятия по профилактике детского травматизма.

ІІ. В связи с решением задач охраны труда по улучшению условий работы и учебы, исключению профессиональных заболеваний и производственных травм в школах, высших учебных заведениях, разработаны комплексные мероприятия по улучшению условий труда и учебы и санитарно-оздоровительные мероприятия.

Мероприятия по профилактике травматизма и профзаболеваний делят на:

- технические,

- санитарно-производственные,

- медико-профилактические,

- организационные.

Технические:

· модернизация оборудования, используемого в учебно-воспитательном процессе;

· рациональная перепланировка размещения оборудования и помещений;

· внедрение автоматического или дистанционного управления оборудованием, механизмами и аппаратами.

· использование сигнальных устройств;

· устройство защитных ограждений

Санитарно-технические:

· приобретение или изготовление устройств, которые защищают от электромагнитных и других излучений;

· устройство новых и ремонт старых вентиляционных систем;

· реконструкция душевых, гардеробных, столовых, мастерских и бытовых комнат;

· содержание классов и кабинетов в надлежащем санитарном состоянии;

· улучшение естественного и искусственного освещения;

· утепление полов;

· обустройство спортивных и игровых площадок.

Медико-профилактические:

· организация ежегодных профилактических медицинских осмотров;

· проведение предварительного медицинского освидетельствования лиц, поступающих на работу;

· обеспечение учащихся средствами индивидуальной защиты;

· приобретение моющих и чистящих средств;

· организация лечебно-профилактического питания;

· проведение для учащихся физкультминуток и оздоровительных мероприятий;

· улучшение работы медпунктов;

· обеспечение рабочих мест аптечками.

Организационные:

· постоянный четырехступенчатый административный контроль по состоянию охраны труда в ВУЗе (1-зав. лабораториями, мастера совместно с профактивом подразделения, 2- заведующие кафедрами, 3- деканы, главный энергетик, общественный инспектор охраны труда факультета, 4- проректора, председатель профкома, начальник службы охраны труда);

· трехступенчатый в школе (1-учитель, 2- завкабинетом, мастерской, 3- директор школы);

· ведение журналов инструктажей по технике безопасности;

· составление актов о проведении испытаний для дальнейшей эксплуатации оборудования, приборов, инструментов;

· обеспечение необходимой технической документации;

· учет и анализ случаев травматизма;

· создание кабинетов и уголков по охране труда;

· обучение и инструктирование по вопросам охраны труда и техники безопасности всех участников учебно-воспитательного процесса, проведение курсов, лекций, бесед;

· обеспечение инструкциями по технике безопасности и производственной санитарии;

· обеспечение всех сотрудников должностными инструкциями;

· обеспечение рабочих мест памятками по технике безопасности;

· работа по профессиональному подбору кадров;

· осуществление контроля по выполнению учащимися и учениками требований безопасности.

ІІІ. Предотвращение бытового и производственного травматизма среди школьников во многом зависит от семьи. Работа школы в этом направлении может быть очень эффективной, так как интересы семьи и школы в сохранении здоровья школьников совпадают.

Виды работы по профилактике детского травматизма разнообразны, это:

- расширение знаний родителей по созданию здоровых и безопасных условий учебы, труда и отдыха;

- привлечение родителей к мероприятиям по профилактике травматизма;

- совместные меры контроля за учебой и отдыхом детей;

- получение учителями от родителей дополнительных сведений об особенностях физического развития школьника, состоянии его здоровья;

- обучение родителей оказанию первой доврачебной помощи ребенку, травмированному в быту.

Для этого используют:

· родительские собрания, конференции;

· выступления перед родителями специалистов по охране труда, юристов и медиков;

· встречи с инспекторами органов надзора – ГАИ, СЭС и т.д.;

· индивидуальные беседы и посещения учителями школьников на дому.

Родители, в свою очередь, должны быть ознакомлены с психо-физиологическими особенностями растущего организма, нормами по подъему и переносу тяжестей, продолжительности работы, недопустимости выполнения некоторых видов работ (например, с электроинструментами, ядохимикатами, открытым огнем, кислотами и щелочами).

Одной из причин бытового травматизма является адаптация учащихся к опасности. В настоящее время человек тесно связан с техникой и часто забывает об опасности, которая может возникнуть при ее использовании, вследствие нарушения требований безопасности (это касается телевизоров, компьютеров, газовых и электрических плит и т.д.).

Родителям также нужно сообщать и об устойчивых факторах, способствующих предрасположенности ребенка к несчастным случаям. Это особенности темперамента, например слабость нервной системы, невротизм – эмоциональная неуравновешенность. Устойчивую предрасположенность к опасности создают некоторые патологические изменения в организме, в частности сердечно-сосудистые заболевания, диабет, которые вызывают слабость, влияют на психику, порождая раздражительность. К этим же факторам относят недисциплинированность учащихся, неаккуратность, невнимательность. Поэтому индивидуальные беседы учителя с родителями могут предотвратить многие опасные воздействия на растущий организм и предупредить несчастные случаи.

Хороших результатов в профилактике травматизма можно добиться путем усиления мотивации учащегося к безопасному труду, что достигается с помощью беседы, рассказа или показа правильных приемов работы, обсуждения с детьми несчастных случаев, в том числе и произошедших с родителями на производстве.

Большое значение в профилактике травматизма отводится постоянному напоминанию детям о безопасности, проведении инструктажей по технике безопасности, проверке полученных в ходе инструктажа знаний, использовании предупредительных надписей, плакатов и знаков.

Рациональными и эффективными являются проведение среди учащихся конкурсов, соревнований и викторин по ТБ.

Тема: «Патология родов».

Классификация аномалий родовой деятельности:

I. Патологический прелиминарный период.

II. Слабость родовой деятельности (гипоактивность, инертность матки):

  • первичная
  • вторичная
  • слабость потуг (первичная, вторичная).

III. Чрезмерно сильная родовая деятельность (гиперактивность матки).

IV. Дискоординированная родовая деятельность:

  • дискоординация
  • гипертонус нижнего сегмента
  • судорожные схватки (тетания матки)
  • циркулярная дистоция матки.

Нормальный прелиминарный период.

1) Нерегулярные по частоте, длительности, интенсивности болезненные схватки, продолжающиеся до 6 ч.

2) Прекращение и появление схваток через 1 сутки.

3) Общее состояние и сон женщины не нарушены.

4) Полная готовность организма к родам.

5) Тонус матки обычный, сердцебиение плода ясное, ритмичное.

6) Переход нормального прелиминарного периода в нормальную родовую деятельность наблюдается в 70% случаев.

Патологический прелиминарный период.

1) Нерегулярные по частоте, длительности, интенсивности схватки, продолжающиеся от 6 до 48 часов (в течение 1-3 суток).

2) Утомление, нарушение сна, психоэмоционального статуса беременной.

3) Тонус матки обычно повышен, особенно в области нижнего сегмента.

4) Предлежащая часть плода расположена высоко, плохо пальпируются части плода.

5) Отсутствие готовности к родам:

  • шейка матки «незрелая»
  • не наступают структурные изменения в шейке матки
  • при гистерографии – схватки разной силы и продолжительности с неодинаковыми интервалами
  • при цитологическом исследовании влагалищного мазка выявляется I и II цитотип, что свидетельствует о недостаточной эстрогенной насыщенности организма.

6) Приводит к увеличению расхода энергии и быстрому истощению энергетических ресурсов, что в дальнейшем сопровождается развитием слабости родовой деятельности.

7) Сопровождается снижением концентрации гистамина и серотонина на 11 и 12%, нарушением кровоснабжения головного мозга.

Тактика при патологическом прелиминарном периоде:

  1. необходимо предоставить сон-отдых: седуксен (диазепам), промидол, раствор натрия оксибутирата (ГОМК), электросон.
  2. После сна-отдыха у 5% женщин схватки остаются слабыми и показано введение утеротоников: окситоцина, простагландинов. Хороший эффект дает амниотомия (особенно при мало и монговодии).
  3. Показано лечение, направленное на созревание шейки матки – раствор эстрадиола дипропионата, раствор фолликулина, интрацервикально PgE2 (Препидил-гель), интравагинально Простин E2 гель, вагинальные таблетки Простин E2 .
  4. Введение спазмолитиков: но-шпа, папаверина гидрохлорид, баралгин.
  5. Если в течение суток не удается достигнуть эффекта у женщин с доношенной беременностью, «незрелой шейкой матки», ОАА, крупным плодом, тазовым предлежанием, экстагенитальными заболеваниями, то целесообразно родоразрешение путем операции кесарева сечения. При появлении признаков внутриутробной гипоксии плода – оперативное родоразрешение.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: