Лекция 23 (13.12.2011)
Качество – совокупность свойств строительной продукции, обеспечивающих ее нормальную эксплуатацию.
Качество – это понятие относительное, и оно относительно зависит от изменяющихся условий экономики, технологии и т.д.
Факторы, влияющие на качество:
1. по технологическому признаку
· от качества проектной документации.
· от качества строительной продукции.
· о качества строительно-монтажных работ.
2. по социально-экономическому признаку
· низкая заинтересованность исполнителей и уменьшение ответственности
· низкая квалификация исполнителей
· слабый контроль
· и др.
Контроль за качеством строительства:
1) Входной
проверка качества проектной и рабочей документации, входной контроль на стройку – качество строительных материалов, соответствие материало-сопровождающему документу
2) Операционный или технологический контроль. В процессе производства работ оформляется актами. Проверяется линейно-инженерно-техническими работниками.
|
|
3) Приемочный контроль проводят на отдельных этапах выполняемых работ (Пример: прежде чем бетонировать конструкцию необходимо составить акт на армирование и т.д.)
Приемочный контроль: приемка систем вентиляции, отопления
По принадлежности:
· внешний – от заказчика
· внутренний - прораб
Методы:
1) Визуальный контроль
2) Инструментальный контроль (геодезические инструменты, рулетки и т.д.)
3) Лабораторный контроль (прочность бетона)
4) Натурные испытания
Современные подходы управления качеством строительной продукции
1) 1900-1920гг. - выявление брака строительной продукции
2) 1920-1950гг. - предупреждение брака
3) 1950-1980гг. - обеспечение качества продукции
4) С 80 по настоящее время. Управление качеством на базе всеобщего управления качеством. (TQM – total quality management). Эта концепция предусматривает управление качеством с позиции общей эффективности управления фирмой. Зависит от того в какой мере фирма обеспечивает сбыт продукции.
TQM реализуется через международные стандарты ISO 9000.
ISO 9000 – организация, которая занимается вопросами стандартизации. Членами этой организации являются многие страны в том числе Россия. ТК48 разработал стандарты.
ISO 9000 содержат общие подходы к управлению качеством, обеспечению качества продукции. В ней нет специфики продукции, есть общие подходы.
Из серии стандартов ISO наиболее важные системы СМК.
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «СМК. Основные положения и словарь»
ГОСТ Р ИСО 9001-2001-СМК «Требования к СМК»
ГОСТ Р ИСО 9009-2001-СМК «Рекомендации по улучшению деятельности»
В этих стандартах изложены принципы СМК:
1) Ориентация на потребителя. Предполагает изучение рынка, выявление запросов потребителей и предвосхищение его желаний. Ориентируясь на потребителя необходимо соблюдать нормы.
|
|
2) Лидерство. От руководства фирмы зависит возможность организовать работу с учетом этой концепции.
3) Вовлечение персонала. В каждой фирме должна быть создана критическая масса людей, которая не только умеет, но и желает создавать качественную продукцию.
4) Процессный подход. Все виды деятельности рассматриваются как процессы, взаимосвязанные между собой. Дикл деминга
1) Системный подход - координация всех аспектов деятельности предприятия в увязке всех показателей включая финансовую удовлетворенность потребителей, потенциала.
2) Принцип непрерывного улучшения процесса – иллюстрируется цепной реакцией Деминга. За счет увеличения выработки (количество продукции) можно снизить себестоимость продукции
3) Подход к принятию решений на основе факта. Предполагает измерение, оценку того, что делаем с точки зрения соблюдения размеров. Осознанное построение деятельности.
4) Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Литература:
1) Никитин В.А., Фелончева В.А. “Управление качеством на базе ISO 9000-2000”
2) Розова Н.К. “Управление качеством”2003 г.