Лекция. Статика организации. Организационно-правовые формы
- Статика организации, понятие и ее основные составляющие
-Классификации организационно-правовых форм.
-Особенности формирования предприятий с различной
организационно-правовой формой.
Статическое состояние организации определяется составом связей между образующими систему частями, их размещением и взаимным расположением в пространстве. Статика организации включает строение (архитектуру) системы организации и характеризуется следующими особенностями:
1. Распределением функций управления, степенью их специализации и концентрации (характеристика практической обоснованности, целесообразности, рациональности, равномерности распределения между звеньями в системе управления).
2. Составом и комбинацией звеньев управления, типологической принадлежностью ее по критерию сочетания линейных и функциональных звеньев.
3. Распределением полномочий в системе управления, типом иерархии, степенью централизации управления.
|
|
4. Трудоемкостью управления, количеством работников, задействованных в системе управления и распределенных определенным образом по звеньям и уровням управления. Реальной структурой компетенций.
5. Соотношением звеньев по уровням системы управления и в рамках определенного уровня.
6. Информационной нагрузкой звеньев системы управления, объемами информации, концентрируемой в тех или иных звеньях системы управления.
7. Распределением связей в системе управления: функциональных, межфункциональных, консультационных и др.
8. Техническим оснащением системы управления – распределение техники и функциональное ее использование.
9. Структурой системы управления, конструкцией связей прямого подчинения звеньев.
10. Целеустремленностью и целесообразностью системы управления, соответствием ее архитектуре дерева целей.
Принципы построения системы управления, как основной составляющей статики организации:
1. Соответствие целей, функций, ответственности.
2. Иерархическая рациональность (нормы управляемости), количество ступеней, распределение полномочий.
3. ограничений формализации, учет лидерства.
4. Адаптивность и гибкость связей.
5. Соразмерность звеньев по трудоемкости (объему деятельности).
6. Компетентность и потенциал квалификации персонала и их информационного обеспечения.
7. Соответствие системы процессу и механизму управления.
8. Эффективность контроля.
Эти принципы формируют определенные закономерности в формировании статики организации: