ВЫБЫТИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
По учету затрат на восстановление основных средств
Журнал хозяйственных операций
Таблица 2.11
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Оценка, руб. | |
Дебет | Кредит | |||
Создан резерв расходов на ремонт основных средств в январе | 6 000 | |||
Создан резерв расходов на ремонт основных средств в феврале | 6 000 | |||
… | … | … | … | |
Создан резерв расходов на ремонт основных средств в декабре | 6 000 | |||
Отпущены материалы на ремонт основных средств | 20 000 | |||
Начислена заработная плата ремонтным рабочим | 30 000 | |||
Начислены страховые взносы с заработной платы (30%) | 9 000 | |||
Учтены фактические затраты на ремонт основных средств | 59 000 | |||
Списаны остатки резервного фонда | 91-1 | 13 000 |
Для отражения выбытия основного средства используется счет 01, к которому на период отражения выбытия открывается субсчет 01-2 «Выбытие основных средств».
Основные средства выбывают в следующих случаях:
1) по инициативе организации в случаях полного износа;
2) при продаже неиспользуемых основных средств;
3) при безвозмездной передаче другой организации;
4) при стихийных бедствиях;
5) в случаях недостачи, обнаруженной при инвентаризации;
6) вкладе в уставный капитал другой организации и т.д.
При всех вариантах выбытия в бухгалтерском учете отражается несколько связанных записей. Бухгалтерские записи по выбытию основных средств представлены в табл. 2.12.
Таблица 2.12 | ||||
Журнал хозяйственных операций по учету выбытия основных средств | ||||
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Оценка, руб. | |
Дебет | Кредит | |||
Списана первоначальная стоимость | 01-2 | 01-1 | Первоначальная стоимость | |
Списана накопленная амортизация | 01-2 | Накопленная амортизация | ||
Списана остаточная стоимость при выбытии по инициативе организации | 91-2 | 01-2 | Остаточная стоимость | |
Отражена недостача основного средства (без инициативы организации) | 01-2 | Остаточная стоимость |
Инвентаризация выполняется инвентаризационной комиссии, в которую входят представители администрации, бухгалтерии и специалисты [23]. Комиссия создается на год и ее состав утверждается руководителем.
Инвентаризационная комиссия путем сплошного осмотра всех основных средств, фактически находящихся в организации, составляет их опись с указанием инвентарного номера, наименования и фактического состояния износа основных средств.
Выполняется сравнение фактического состояния основных средств, с тем, которое должно быть по данным документооборота, и составляется сличительная ведомость, в которой указываются все возникшие отклонения. При наличии отклонений составляется акт, который утверждается руководителем организации. При выявлении отклонений создается комиссия для служебного расследования и выявления лиц, виновных в возникновении отклонений. При обнаружении виновных лиц с них взыскивается стоимость недостающего или испорченного оборудования.
Проведение инвентаризации обязательно:
1) при передаче основного средства организации в аренду, выкупе, при продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством;
2) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
3) при смене материально ответственного лица на день приемки и передачи дел;
4) при установлении фактов хищения и злоупотреблений, а также порчи ценностей;
5) в случае стихийных бедствий (пожара, аварий и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными ситуациями);
6) при ликвидации и реорганизации организации, перед составлением ликвидационного баланса.
Инвентаризация основных средств проводится не реже, чем один раз в три года, а библиотечные фонды один раз в пять лет.
При инвентаризации основных средств комиссия проводит осмотр и заносит в опись полное их наименование, назначение, инвентаризационные номера и основные технические и эксплуатационные показатели. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствовали или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись действительные сведения и технические показатели по этим объектам.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а амортизация определяется по фактическому техническому состоянию.
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в опись данных о фактических остатках основных средств. Правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации, фактическое наличие имущества при инвентаризации определяется путем подсчета, взвешивания и обмера.
Руководитель организации должен создавать условия, обеспечивающие полную и точную проверки фактического наличия имущества в установленные сроки. Он должен обеспечить комиссию рабочей силой, технически исправными весовым оборудованием и измерительными приборами.
Проверка фактического наличия имущества должна производиться при обязательном присутствии материально ответственного лица. В описях не допускается оставлять незаполненные строки. На последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.
Опись подписывают все члены комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственное лицо дает расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в его присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии описи должны храниться в ящике, шкафу, сейфе, закрытом помещении, где проводится инвентаризация. В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат ошибки в описях после инвентаризации, они должны немедленно заявить об этом председателю комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.
По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности. Их следует проводить с участием инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц.