Основные постулаты теории поведения потребителя.
В современной теории потребительского выбора предполагается, что:
1) денежный доход потребителя ограничен;
2) цены не зависят от количеств благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;
3) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов;
4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.
Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:
1. Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.
2. Ненасыщенность. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна.
3. Транзитивность. Теория потребительского выбора исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Логически это может быть выражено следующим образом: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между в и С, то он так же безразличен в выборе между А и С.
|
|
4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.
5. Убывающая предельная полезность. Предельная полезность какого-либо блага уменьшается с увеличением общего количества, которым располагает потребитель.
Предположим, что потребитель удовлетворяет всего. три потребности А, В и С. Допустим, что предельная полезность (mагginаl utility – MU) блага А равна 100, а его. цена Р -10у.е.; предельная полезность блага В - 80, а его. цена – 4у.е.; предельная полезность блага С - 45, а его цена – 3у.е.
Если мы разделим предельную полезность на цену, то обнаружим, что взвешенные предельные полезности (MU\P) у этих продуктов не равны. У блага А взвешенная предельная полезность равна 10, у блага В - 20, у С - 15. Очевидно, что распределение наших денежных средств не оптимально, так как благо В приносит нам наибольшую полезность. Поэтому мы можем перераспределить наш бюджет таким образом, чтобы получать блага В больше, а блага А - меньше. В нашем случае следует отказаться от последнего экземпляра блага А. Таким образом мы сэкономим 1О у.е. На них можно купить две с половиной части блага В, что принесет нам удовлетворение величиной в 200 у.е. (от увеличения потребления блага В) минус 100 у.е. (от уменьшения потребления блага А), итого – 100 у.е. Такое перераспределение приведет к тому, что предельная полезность блага А будет повышаться, а предельная полезность блага В - понижаться. Перераспределяя наш доход, таким образом, мы постараемся достичь ситуации, при которой наши взвешенные предельные полезности будут равны. В этом случае потребитель достигает положения равновесия.