Совокупность педагогических целей, выраженная в исходной концепции

Гуманистические воспитательные системы современности

Лекция 8.

Воспитательная система учреждения образования.

Вопросы:

1. Понятие о воспитательной системе учреждения образования.

2. Этапы развития воспитательной системы. Критерии и показатели оценки функционирования воспитательных систем.

3. Классификация воспитательных систем.

Понятийный аппарат: воспитательная система учреждения образования ● миссия школы

Литература:

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006. Т. 2. Гл. XV (§ 15.5).

Школьные технологии обучения и воспитания / Под ред. Л.В. Пенкрат. Минск, 2009. Гл. 6 (с. 142–145).

Воспитательная система школы. Проблемы и поиски / Сост. Н.Л. Селиванова. М., 1989.

Теория и практика воспитательных систем: в 2 кн. / Редкол.: Л.И. Новикова (отв. ред.) [и др.]. М., 1993.

Кабуш В.Т. Гуманистическая воспитательная система: теория и практика. Минск, 2001.

Карпюк И.А., Чернова М.Б. Воспитательная система школы. Минск, 2002.

Запрудский Н.И. Миссия школы как управленческая инновация // Кіраванне ў адукацыі. 2008. № 6.

Вопрос 1. Понятие о воспитательной системе учреждения образования.

Теория воспитательных систем – одно из достижений советской педагогики, значительно опередивших западную педагогическую мысль. Теория воспитательных систем является органическим продолжением макаренковской концепцией воспитательного коллектива.

Термин «воспитательная система» предложили А.Т. Куракин и Л.И. Новикова. Они выделили главное условие успешности воспитания – его системный характер. Создание гуманистических воспитательных систем – это наиболее эффективный и верный путь в воспитании.

Воспитательная система учреждения образования–такой способ организации работы учреждения образования, который предполагает упорядоченность учебного и воспитательного процессов на основе определенной педагогической концепции.


Интегративные характеристики воспитательной системы – образ жизни коллектива и его морально-психологический климат.

Воспитательная система интегрирует все воспитательные воздействия, направленные на ребенка, в целостный педагогический процесс, обеспечивающий в конкретных социально-педагогических условиях реализацию целей и задач воспитания.

Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Караковский выделяют следующие структурные компонентывоспитательной системы школы:

Например, в названии «гуманистическая воспитательная система» заложено личностно ориентированное обучение и воспитание. Основная цель школы здоровья – обеспечить физическое, психическое, нравственное здоровье учащихся, устранить причины потери здоровья школьников (стрессогенный урок, предметоцентристские методики, обездвиженность учеников в течение учебного дня, насильственная атмосфера всего школьного уклада, скудость педагогических техник учителя, обилие шума, пыли, недостаток света, воздуха и т.д.). Целевые акценты воспитательной системы технической гимназии – обеспечить развитие технического мышления учащихся.

Педагогические цели школы выражены в миссии школы.

Миссия учреждения образования–локальный нормативный документ, в котором определяется сверхцель, предназначение школы (к чему она стремится и каких результатов собирается достичь).


В этом документе описывается предпочтительное будущее, которое определяется с учетом истории школы, выбранной модели ее инновационного развития, тенденций изменений в социуме, ожиданий от школы со стороны родителей, общества, государства. Миссия – это визитная карточка школы, по ней можно судить, чем данная школа отличается от других подобных учреждений. Четко изложенная миссия школы является центром воспитательной системы. Миссия дает согласованное видение, то есть идеал, отражающий общие ценности коллектива педагогов, учащихся, родителей.

Обычно миссия состоит из трех частей: 1) указание предназначения школы; 2) перечисление качеств, компетенций ее выпускников (портрет идеального выпускника); 3) перечень коренных убеждений и ценностей, которые разделяют все члены школьного коллектива.

2. Субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие. Это учащиеся, педагоги, родители и др. Например, в школе В.А. Караковского работают и ученые.

3. Системообразующая деятельность, в которой реализуются поставленные цели. Термин «системообразующая деятельность» введен в педагогику В.А. Караковским. В школе здоровья это валеологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса (причем у каждого учителя ‒ свое понимание этой концепции); ученик за день проходит через физиотерапию, ландшафтотерапию и т.д. Системообразующей эта деятельность станет в том случае, если она окажется увлекательной для всех, если каждый найдет в ней сферу приложения своих знаний, умений, навыков, творческих замыслов.

4. Развитые формы общения, гуманистические отношения между субъектами (этим отношениям надо целенаправленно учить). Эти отношения интегрируют субъекты в некоторую целостность. Подлинно гуманистические отношения должны быть отношениями коллективистскими, то есть отношениями взаимной ответственности, взаимопомощи, взаимной заинтересованности в достижении успехов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: