Лекция 6.
Тема 10. Сознание
/ 2 часа /
План занятия:
1. Основные подходы к проблеме сознания в философии.
2. Современные представления о происхождении и сущности сознания.
3. Сознание как атрибут человека: основные теории и представления.
Темы докладов и рефератов:
1. Основные свойства сознания.
2. Сознание, логика и действительность.
3. Сознание и бессознательное в мыслительной деятельности.
Литература:
Актуальные проблемы исследования сознания. М.: Мысль, 1997.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: в 6 т. М., 1983, Т.3.
Ермакова Е.Е. Философия: Учебник для вузов. – М.: Высш. шк., 2000.
Основы философии: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е.В. Попова. – М.: Владос, 1997.
Радугин А.А. Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 1996.
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
Сознание как категория материалистической диалектики. – Л.: ЛГУ, 1989.
Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов – М.: Гардарика, 1999.
|
|
Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1989.
Щербаков А.С. Самоорганизация материи в неживой природе. – М.: МГУ, 1990.
В современной философии проблема сознания до сих пор остаётся большой загадкой и окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, ещё не дан. В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:
ü сознание существует;
ü оно имеет особую, идеальную природу (сущность);
В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания:
ü физикализм;
ü солипсизм;
ü объективный идеализм;
ü умеренный материализм.
Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественнонаучных достижений:
ü головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;
ü сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган;
ü человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект;
ü медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании.
Единственная проблема, на которую наталкиваются логические доводы физикалистов, - это идеальность сознания:
ü образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик (массы, запаха);
|
|
ü сознание может «господствовать» над образами (увеличивать, уменьшать, вызывать их);
ü никому со стороны не удавалось «увидеть» процесс сознания другого человека.
Тем не менее, физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространён. Его ответвлениями являются:
ü «теория тождества» (Д. Армстронг, Дж. Смарт) – отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами);
ü теория «элиминации» (Ф. Фейербенд) – пытается доказать, что понятие «дух», «духовное» - устаревшее и ненаучное, предрассудок;
ü теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень – желчь»).
Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.)
Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:
ü объективный идеализм – признаёт наличие как сознания, так и материи, но сознанию отводит творческую роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;
ü умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя.
Существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Выделим три основополагающие:
ü сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;
ü сознание присуще всем живым организмам;
ü сознание – свойство исключительно человеческое.
Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе и «исходит» непосредственно из космоса (из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека. Существуют теории о происхождении сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:
ü теория монад (монадология) – первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад – первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;
ü теория Шардена (сознание – надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи);
ü теория Толбета (Вселенная – гигантский разум, сознание – результат взаимодействия полей, которые образуют материю);
ü теория психосферы Рейзера (Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;
ü теория гилозоизма (материя имеет душу).
Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения считают, что:
ü жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;
ü инстинкты бывают не только врождённые, но и приобретённые;
ü животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;
ü многие действия, совершаемые животными, сложны и требуют большой работы сознания;
ü животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба.
Согласно «человеческой» точке зрения сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами. Новейшие научные исследования ставят её под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, они обучаемы, видят сны, имеют наклонность к достаточно высокой «социальной» организации с распределением ролей.
|
|
Таким образом, сознание в различной степени присуще живой природе в целом, а самый высокий уровень сознания имеет человек.
В современной российской философии широко распространено материалистическое объяснение природы сознания (теория отражения). Суть теории в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю. Ключевыми понятиями теории отражения являются:
ü отражение;
ü раздражимость;
ü чувствительность;
ü психическое отражение;
ü сознательная форма отражения.
Материи вообще присуще свойство отражения. Отражение по своей природе – это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними. Элементарными формами отраженияявляются:
ü механическое;
ü физическое;
ü химическое.
Особой формой отражения является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмам. С помощью него живые организмы способны отражать как живую, так и неживую природу. Формами биологического отражения являются:
ü раздражимость –реакция живых организмов на предметы и явления окружающего мира;
ü чувствительность – способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений;
ü психическое отражение – систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход;
ü сознание – присуще человеку и высшим животным. Сознание – наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли), способность к предметно-практической деятельности.
Сознание человека отличается от сознания высших животных:
ü большей глубиной;
ü большей способностью к предметно-практической (преобразующей) деятельности – труду;
ü способностью к абстракции;
|
|
ü возможностью передачи сознания (наличие языка).
Главными свойствами человеческого сознания являются:
ü идеальность;
ü интенциональность;
ü идеаторность.
Идеальность – особая, нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе:
ü противоположно материальному миру;
ü независимо от материи; в некоторых случаях первично по отношению к материи;
ü неуловимо и непознаваемо с помощью материальных средств.
Возникающие в голове образы – не материя (лишены запаха, массы и т.д.). Сознание, его образы – самостоятельная реальность, противоположная материи. Сознание независимо от материи. В сознании возможно то, что невозможно в реальном мире (человек может представить всё). Сознание во многих случаях предшествует материи (при изготовлении любого предмета в сознании всегда имеется замысел, «образ» данного предмета). Сознание нельзя обнаружить с помощью материальных средств (врачам, учёным не удавалось «увидеть» образы в мозгу другого человека. Видна только анатомия, но не сознание).
Интенциональность – направленность на предмет. Она подразумевает наличие предмета сознания (что «видит» сознание), формы (как оно воспринимает предмет). Основными формами сознания являются:
ü восприятие;
ü осмысление;
ü оценка;
ü воспоминание;
ü фантазирование;
ü жизненный опыт.
Предметом сознания являются окружающий мир, его предметы, явления, и особый, самостоятельный духовный мир.
Идеаторность сознания – способность творить и воспроизводить идеи – внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения. Способность вырабатывать абстрактные идеи – коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования, передачи и распространения содержания сознания – языка. Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания.
Ключевые термины
Физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм; «космическая», «биологическая», «человеческая» точки зрения; идеальность, интенциональность, идеаторность.