Понятие, признаки

Международные акты.

Акты местного самоуправления.

Виды источников административного права

1. Законы Российской Федерации:

Конституция Российской Федерации; акты Федерального Собрания (федеральные конституционные за­коны; федеральные законы; Основы законодательства, кодексы и др.; декларации; Положения, постановления и другие акты Феде­рального Собрания Российской Федерации).

2. Подзаконные федеральные акты:

Указы, распоряжения Президента РФ;

постановления, распоряжения правительства РФ;

приказы, постановления министерств и других центральных феде­ральных органов.

3. Законы субъектов Федерации:

Конституции, уставы субъектов Федерации;

законы.

4. Подзаконные акты субъектов Федерации:

уставы, распоряжения президентов (губернаторов);

постановления, распоряжения правительств субъектов федерации;

приказы, постановления министерств субъектов федерации, руководителей предприятий, учреждений; субъектов федерации.

Наличие огромного количества административно-правовых норм обусловливает объективную необходимость их систематизации.

В практической работе по систематизации административно-пра­вовых норм сложились три основных направления: кодификация, ин­корпорация и хронологические собрания нормативных актов.

Кодификация является важнейшей формой систематизации зако­нодательства. Однако она затруднена исключительной мобильнос­тью административно-правовых норм и необычайно широким кругом общественных отношений, регулируемых этими нормами.

Инкорпорация — объединение и расположение в систематизиро­ванном порядке норм по важнейшим институтам. В истории админис­тративного законодательства этот способ использовался нередко и имеет свои положительные результаты.

Хронологические издания. Эта форма систематизации полезна тем, что можно проследить движение, развитие (дополнения, измене­ния) тех или иных форм; имеется возможность быстро отыскать ин­тересующую норму.

Вопрос 2. Административные правонарушения:

Административное правонарушение является основанием админи­стративной ответственности. Ст. 2.1. Кодекса об административных правонарушениях определяет его следующим образом:

«Административным правонарушением, признается противоправ­ное, виновное действие (бездействие) физического или юридическо­го лица, за которое установлена административная ответственность».

В определении административного правонарушения употребляются такие понятия, как действие и бездействие.

Действие — это активная форма поведения правонарушителя, не­посредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований, нарушением запрета.

Бездействие — это пассивная форма поведения правонарушителя,

непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и закон­ных требований.

Для административного правонарушения характерны следующие признаки:

антиобщественность. Законодательством определено, какое де­яние является антиобщественным в рамках института администра­тивной ответственности, а какое нет;

противоправность — заключается в совершении деяния, наруша­ющего нормы административной и иных отраслей права, охраняе­мые мерами административной ответственности;

виновность. Законодательство рассматривает противоправное деяние, совершенное лицом, в качестве административного право­ нарушения только в том случае, если имеет место вина данного лица, то есть содеянное было осуществлено умышленно или по неосторожности;

наказуемость. Административным правонарушением признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Под составом административного правонарушения следует пони­мать установленную правовой нормой совокупность признаков, при наличии которых противоправное деяние признается проступком.

Состав административного правонарушения, как и состав преступ­ления, обязательно делится на четыре признака: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Если хотя бы один из четырех указанных выше признаков состава отсутствует, то деяние не может быть признанным проступком или преступлением.

Объектом правонарушения являются те общественные отноше­ния, которые охраняются административным правом.

Формы выражения конкретных объектов могут быть различные: порядок управления, собственность, принципы и правила хозяйствова­ния, общественный порядок и т.д.

Объективная сторона проступка — это деяние, выражающееся в нарушении установленных административно-правовыми нормами правил.

Наличие объективной стороны административного правонаруше­ния законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вред­ных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности.

Содержание объективной стороны может включить характер действия или бездействия, а также:

► неоднократность — совершение двух или более однородных ад­министративных правонарушений;

► повторность — совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже привлекалось к административному взысканию;

► длящееся правонарушение — деяние, сопряженное с последую­щим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственно­сти. Является единым независимо от продолжительности. Разли­чие длящегося и продолжаемого правонарушения заключается в том, что продолжаемый проступок — это несколько действий, каждое из которых является проступком, как правило, они объеди­нены единым умыслом.

Субъектами административного правонарушения являются вменя­емые, достигшие определенного возраста физические лица, и лица, обладающие специальным административно-правовым статусом, напри­мер, водители или должностные лица; организации, а к ним приравнены лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Принято различать два вида субъектов административного пра­вонарушения.

1. Индивидуальный — граждане и другие категории лиц, обладаю­щие административно-правовым статусом, совершившие администра­тивное правонарушение. К данному виду субъектов относятся граж­дане и специальные лица, то есть лица, обладающие специальным ад­министративно-правовым статусом, с учетом их правового положения, выполняемых профессиональных и социальных функций.

2. Коллективный — юридические и иные коллективные образова­ния, совершившие административное правонарушение. Организации признаются субъектами административного правонарушения норма­ми таких отраслей права, как земельное, финансовое, налоговое, приро­доохранительное и т.д.

Существует два вида признаков субъекта административного пра­вонарушения:

1) общие — признаки, которыми должно обладать любое лицо, при­влекаемое к административной ответственности — вменяемость и достижение на момент совершения правонарушения 16-летнего возраста;

2) специальные — признаки, отражающие особенности труда, служеб­ного положения; например, должностное лицо, водитель автомоби­ля, работник предприятия торговли; прошлое противоправное по­ведение, например, лицо, находившееся под административным над­зором, ранее привлекавшееся к административной ответственнос­ти; иные особенности правового статуса, например, иностранные граждане, военнослужащие.

Субъективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Ее основу составляет вина, которая может быть в форме умысла или неосторожности.

Умысел — умышленное деяние. Лицо, совершившее его, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Неосторожность — административное правонарушение признает­ся совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, пред­видело наступление вредных последствий своего деяния, но легко­мысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно и могло было их предвидеть.

Различаются две формы неосторожной вины:

► легкомыслие — это предвидение лицом возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, соеди­ненное с самонадеянным расчетом их предотвратить;

► небрежность — непредвидение такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть наступление указанных в законе последствий.

От неосторожной вины следует отличать невиновное причинение вреда, так называемый казус, или случай, при котором лицо не несет ответственности.

С невиновным причинением вреда иногда приходится встречаться при рассмотрении дел об административных правонарушениях на транс­порте.

При совершении административного правонарушения налицо вред. Правда, не все они сопряжены с реальными вредными последствиями от каждого такого деяния. Нередко, они содержат лишь возможность их наступления. Но всякое административное правонарушение несет вред уже в том смысле, что нарушает установленный государствен­ный правопорядок, посягает на интересы государства и личности.

Под административной ответственностью понимается такая раз­новидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дис­циплинарной и материальной), которая выражается в применении пол­номочным органом или должностным лицом административного взыс­кания к лицу, совершившему административное правонарушение. Ад­министративная ответственность обладает признаками, свойственны­ми юридической ответственности вообще.

Административная ответственность характеризуется, в первую оче­редь, множественностью правовых норм, регулирующих разнообраз­ные аспекты деятельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах государственного управления. Еще одной характерной чертой является то, что административная ответственность носит всеобщий характер, то есть нормы и правила обяза­тельны для всех без исключения.

Принципами административной ответственности являются: закон­ность, целесообразность ответственности, ответственность за вину, нео­твратимость наказания в случае привлечения к ответственности, инди­видуализация мер ответственности, гуманизм, гласность.

Основаниями административной ответственности являются;

1) нормативное основание — нарушение административно-правово­го запрета;

2) фактическое основание — совершение административного пра­вонарушения;

3) процессуальное основание — издание правоприменительного акта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: