Поиски объективного метода исследования психики

Теория статики и динамики представлений И. Ф. Гербарта (1776-1841). Каждое представление обладает определенной силой, зарядом.

Каждое представление стремится попасть в центральную область души - область сознания. Однако объем этой области не безграничен, и поэтому попасть туда может только представление, обладающее достаточной интенсивностью, т.е. такой силой, которая может преодолеть порог, отделяющий сознание от бессознательного.

Еще большую интенсивность должно иметь представление для того, чтобы попасть в центр внимания человека, в область апперцепции.

Каждое сильное представление, попадая в сознание, вытесняет оттуда уже имеющееся там слабое представление. Между противоположными представлениями существуют отношения конфликта. Сходные представления могут соединяться или даже сливаться в одно.

Теория Гербарта повлияла на положения Фрейда о вытеснении и конфликте между сознанием и бессознательным.

Дальнейшее развитие ассоцианизма было направлено на трансформацию психологии в объективную (позитивную) науку.

В 30-е годы появление позитивизма привело к пересмотру критериев, которым должна отвечать научная дисциплина. Основатель позитивизма О. Конт ввел свою классификацию наук. Психологии в этой классификации не нашлось места. Ни по предмету, ни по методу исследования она не могла претендовать на статус позитивной науки.

Для того чтобы остаться независимой и объективной (позитивной) наукой, психология должна была пересмотреть свои основные методологические принципы и найти объективный метод исследования психики, который бы не уступал методам естественных наук.

Самонаблюдение не могло оставаться основным методом. Объективный метод должен быть надындивидуальным и достоверным.

1) Самонаблюдение могло считаться достоверным только в том случае, если психика ограничивается областью сознания. Но уже к середине XIX в. все больше ученых приходили к выводу о существовании не только сознательных, но и бессознательных явлений.

2) Самонаблюдение невозможно применять при исследовании психики маленьких детей и животных. Психология должна была научиться использовать наблюдение за другими.

В течение второй половины XIX в. многие ученые (Д. С. Милль, Г. Спенсер, А. Бэн, И. Ф. Гербарт, В. Вундт) предлагали свои варианты объективного метода.

1) метод логики (Милль);

2) метод генетического наблюдения (Сеченов);

3) экспериментальный метод (Вундт).

«Метальная химия» Джона Стюарта Милля (1806-1873)

Милль-младший предложил заменить «ментальную физику» «ментальной химией»: благодаря соединению первичных психических элементов в новый продукт, последний способен приобрести качества, которые отсутствовали у его исходных элементов. Подобно тому как в химии синтез кислорода и водорода порождает обладающую совершенно новыми качествами воду.

Многие психические явления невозможно объяснить теми первичными элементами, из которых они произошли.

Милль считал, что ассоциации производны от законов логики. На его взгляд, логика является критерием правильности человеческих рассуждений и именно логика может стать тем необходимым объективным методом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: