Теория статики и динамики представлений И. Ф. Гербарта (1776-1841). Каждое представление обладает определенной силой, зарядом.
Каждое представление стремится попасть в центральную область души - область сознания. Однако объем этой области не безграничен, и поэтому попасть туда может только представление, обладающее достаточной интенсивностью, т.е. такой силой, которая может преодолеть порог, отделяющий сознание от бессознательного.
Еще большую интенсивность должно иметь представление для того, чтобы попасть в центр внимания человека, в область апперцепции.
Каждое сильное представление, попадая в сознание, вытесняет оттуда уже имеющееся там слабое представление. Между противоположными представлениями существуют отношения конфликта. Сходные представления могут соединяться или даже сливаться в одно.
Теория Гербарта повлияла на положения Фрейда о вытеснении и конфликте между сознанием и бессознательным.
Дальнейшее развитие ассоцианизма было направлено на трансформацию психологии в объективную (позитивную) науку.
|
|
В 30-е годы появление позитивизма привело к пересмотру критериев, которым должна отвечать научная дисциплина. Основатель позитивизма О. Конт ввел свою классификацию наук. Психологии в этой классификации не нашлось места. Ни по предмету, ни по методу исследования она не могла претендовать на статус позитивной науки.
Для того чтобы остаться независимой и объективной (позитивной) наукой, психология должна была пересмотреть свои основные методологические принципы и найти объективный метод исследования психики, который бы не уступал методам естественных наук.
Самонаблюдение не могло оставаться основным методом. Объективный метод должен быть надындивидуальным и достоверным.
1) Самонаблюдение могло считаться достоверным только в том случае, если психика ограничивается областью сознания. Но уже к середине XIX в. все больше ученых приходили к выводу о существовании не только сознательных, но и бессознательных явлений.
2) Самонаблюдение невозможно применять при исследовании психики маленьких детей и животных. Психология должна была научиться использовать наблюдение за другими.
В течение второй половины XIX в. многие ученые (Д. С. Милль, Г. Спенсер, А. Бэн, И. Ф. Гербарт, В. Вундт) предлагали свои варианты объективного метода.
1) метод логики (Милль);
2) метод генетического наблюдения (Сеченов);
3) экспериментальный метод (Вундт).
«Метальная химия» Джона Стюарта Милля (1806-1873)
Милль-младший предложил заменить «ментальную физику» «ментальной химией»: благодаря соединению первичных психических элементов в новый продукт, последний способен приобрести качества, которые отсутствовали у его исходных элементов. Подобно тому как в химии синтез кислорода и водорода порождает обладающую совершенно новыми качествами воду.
|
|
Многие психические явления невозможно объяснить теми первичными элементами, из которых они произошли.
Милль считал, что ассоциации производны от законов логики. На его взгляд, логика является критерием правильности человеческих рассуждений и именно логика может стать тем необходимым объективным методом.