Теория черт Г.Оллпорта.
Гуманистическая психология
Представители гуманистической психологии утверждали, что человек - существо прежде всего сознательное и наделенное свободой воли. Сущность человека - в его свободе, спонтанности и способности самому быть причиной своего поведения (самодетерминация). Человека характеризуют не только события прошлых лет, но и его цели и надежды на будущее.
Основные принципы гуманистической психологии:
1) подчеркивание роли сознательного опыта;
2) убеждение в целостном характере природы человека;
3) акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида;
4) изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.
Центром этого направления стали США, а лидирующими фигурами - К.Роджерс, Р.Мэй, А.Маслоу, Г.Олпорт.
1. Основные положения гуманистической школы психологии личности сформулировал Гордон Олпорт.
2. Личность является открытой и саморазвивающейся.
3. Оллпорт возражал против постулата, что развитие - это адаптация, приспособление человека к окружающему миру. Человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.
|
|
4. Каждый человек уникален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл чертами.
5. Ядро личности составляют мотивы деятельности. Оллпорта сформулировал концепцию функциональной автономии. В соответсвии с ней мотивы поведения взрослых людей не зависят от их детских переживаний. У взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества.
1. До Роджерса психотерапевты работали с пациентами, с больными. Роджерс намеренно ввел в научный обиход понятие «клиент». Ибо пациент — это тот, кто болен и нуждается в помощи, поэтому обращается за ней к профессионалу — психотерапевту. Последний руководит им, направляет его, указывает путь выхода из болезненного состояния. А клиент — это тот, кто нуждается в услуге и полагает, что мог бы сделать это сам, но предпочитает опереться на поддержку психотерапевта. Клиент, несмотря на беспокоящие его проблемы, все же рассматривается как человек, способный их понять. В представлении о клиенте содержалась идея равноправия, отсутствующая в отношениях врача и пациента.
Задача терапии — помочь человеку разрешить свою проблему с минимумом инструкций со стороны терапевта.
2. Роджерс разрабатывал основы недирективной "терапии, центрированной на клиенте". Психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. Клиент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям.
|
|
3. Идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной. Тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни (" феноменальное поле ") индивидуален и уникален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом. Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью.
Высокая степень конгруэнтности означает: то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к росту напряженности, тревожности и, в конечном счете, к невротизации личности.