Условия о приемке товара

Условия о моменте перехода права собственности на товар и риска случайной гибели или повреждения товара

Момент перехода права собственности от поставщика к покупателю определяется по общим правилам о моменте возникновения права собственности у приобретателя по договору (ст.223 ГК). Приобретатель становится собственником в момент получения товара, вручения товарораспорядительных документов на него, а равно сдачи товара транспортной организации (органу связи) для отправки приобретателю, если по условиям договора продавец (поставщик) не обязан доставлять товар покупателю.

В соответствии со ст.459 ГК риск случайной гибели или повреждения товара переходит на покупателя с момента исполнения продавцом обязательства по передаче товара, а по товарам, проданным во время нахождения в пути, - с момента заключения договора[18].

Днем исполнения обязательства по поставке считается:

а) день, который указан в приемо-сдаточном акте, либо в расписке о получении товара;

б) день передачи товара перевозчику (органу связи), который определяется датой на транспортном документе (либо на документе органа связи).

По соглашению сторон, в договоре может быть предусмотрен иной момент перехода на покупателя риска случайной гибели или случайной порчи товара. Так, для повышения ответственности покупателя, получившего, но еще не оплатившего товар, в договоре целесообразно предусмотреть, что до полной оплаты товара риск неблагоприятных последствий несет покупатель. И, напротив, в интересах добросовестного покупателя, оплатившего в порядке предоплаты стоимость товара, следует устанавливать, что продавец, получивший деньги за товар. несет риск его случайной гибели или порчи до момента фактического поступления товара к покупателю.

При оформлении договоров особенно важно подробно изложить в тексте процедуру приемки покупателем поставленной продукции по количеству и качеству.

Приемка товаров должна быть осуществлена в сроки и в порядке, установленные законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. О выявленных несоответствиях или недостатках товаров покупатель должен незамедлительно письменно уведомить поставщика.

В ходе приемки товаров необходимо учитывать характерные признаки продукции, отдельные пожелания как поставщика, так и покупателя, особенности ее доставки и дальнейшего использования. Так, в тех случаях, когда поставляются машины, станки, сложное оборудование, то их проверяют в работе. При этом покупателю должно быть предоставлено право заявить рекламации (обычно на это предоставляется от 6 до 12 месяцев). При поставке продовольственных товаров приемка по качеству будет заключаться во внешнем осмотре и экспертизе. Проводится она на основании документов, которые подтверждают качество товаров, дату производства, срок и условия хранения и т.д.

В договоре можно указать, что приемка товаров по количеству и качеству, будет осуществляться в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССр от 15 июня 1965 года №П-6 (с изменениями на 14 ноября 1974 года) и Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25 апреля 1966 года №П-7 (с изменениями на 14 ноября 1974 года).

Прием продукции по количеству и качеству производится в момент и в месте перехода с поставщика на покупателя права собственности на товары и соответственно риска случайной гибели имущества или его повреждения. При необходимости выборки товаров покупателем в месте нахождения поставщика об этом также необходимо указать в договоре.

Способы и сроки предъявления претензий к поставщику по качеству поставленной продукции (товара) должны быть обязательно предусмотрены в тексте договора или рассматриваться в приложении к нему. Имеет смысл определить способ удовлетворения претензий. Это может быть, например, устранение выявленного дефекта в согласованные сроки, частичная или полная замена некачественной продукции, уценка и т.д. Если в договоре нет указаний на этот счет, то права покупателя определяются действующим законодательством.

Необходимо обратить внимание на особые правомочия покупателя по договору поставки товаров, которыми не наделен покупатель по договору купли-продажи товаров, в случае, когда поставщиком не выполнены обязанности по поставке обусловленного договором количества товаров либо не удовлетворены требования покупателя о замене недоброкачественных товаров или о доукомплектовании товаров в определенный срок.

Так, в случае поставки некачественного товара покупатель в соответствии с п.1 ст.475 ГК имеет право по своему выбору: требовать от поставщика устранения недостатков товара, назначив для этого при необходимости соразмерный срок; отказаться от оплаты товара в той пропорции, в какой стоимость, которую фактически поставленный товар имел на момент поставки, соотносится со стоимостью, которую на тот же момент имел бы товар надлежащего качества; устранить недостатки товара за счет поставщика, предварительно уведомив его об этом. Если предварительного уведомления не было, то поставщик имеет право не оплачивать стоимость устранения недостатков.

Если поставка товара ненадлежащего качества является существенным нарушением договора, т.е. влечет для покупателя такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать, заключая договор (обнаружение неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены в отношении данного покупателя без несоразмерных расходов или затрат времени или проявляются вновь после их устранения и т.п. недостатков), покупатель может потребовать замены товара (п.2 ст.475 ГК).

Законодатель отдельно конкретизирует последствия поставки некомплектных товаров (ст.519 ГК), а также предоставляет покупателю право приобрести не поставленные товары у других лиц с отнесением всех необходимых и разумных расходов по их приобретению на поставщика в случае недопоставки товара либо невыполнения требования о замене недоброкачественного товара или о его доукомплектовании в установленный срок (п.1 ст.520 ГК). Кроме того, покупатель вправе отказаться от оплаты товаров ненадлежащего качества и некомплектных, а если они уже оплачены, потребовать возврата уплаченных сумм впредь до устранения недостатков и доукомплектования товаров либо их замены (п.2 ст.520 ГК).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: