Средства массовой информации и коммуникации целенаправленно используются для достижения геополитических целей, информационно-пропагандистского обеспечения внутренней и внешней политики государства.
Существует взаимосвязь многочисленных факторов и общественных связей, которые опосредованы влиянием СМИ на аудиторию. В теории журналистики стала осознаваться необходимость теоретического осмысления массовой коммуникации как области междисциплинарных исследований, использующих инструментарий общественных наук в коммуникативных процессах.
Среди российских ученых, уделяющих самое пристальное внимание современному состоянию, проблемам и перспективам развития зарубежной журналистики, следует назвать Е. Ч. Андрунас, А. Ю. Быкова, С. И. Беглова, Р. Г. Богданова, Е. Л. Вартанову, М. С. Вершинина, С. М. Виноградову, Г. Ф. Вороненкову, М. А. Вуса, Д. П. Гавру, И. В. Герасимова, Г. А. Голованову, Я. Н. Засурского, Э. А. Иваняна, А. А. Кокошина, С. Г. Корконосенко, Е. А. Корнилова, В. Н. Лопатина, Г. С. Мельник, Б. Я. Мисонжникова, Е. П. Прохорова, А. С. Пую, П. Я. Рыкованова, В. А. Сидорова, В. Н. Снеткова, И. С. Смирнову, В. С. Соколова, О. Б. Фролову и других [1].
|
|
Среди книг, изданных за рубежом на иностранных языках, весьма показательны труды таких авторов, как Дж. Аронсон, Е. Барноу, Е. С. Богардус, Х. X. Ворд, М. Гульчинский, Т. Карпентер, Т. Кук, Г.-М. Маклюэн, К. Норденстренг, Т. Олссон, М. Паренти, Дж. Паттен, Л. Сигал, Д. Л. Фергюсон, С. Хадениус, С. Хесс, Я. Экекранц, Г. Ясунский и др. [2].
Предлагаемое учебное пособие охватывает последнее десятилетие XX в. и начало XXI в., но поскольку процессы, протекающие в это время, имеют своими корнями события и явления более раннего периода, автор считает необходимым в ряде случаев возвращаться к послевоенным и более ранним годам.
Существует множество зарубежных теорий и концепций журналистики, которые отражают социально-политические реалии в обществе и, в свою очередь, влияют на функционирование СМИ.
Журналистика, пользуясь правами и свободами человека, сама оказывает существенное влияние на их реализацию в современном обществе. Усиливается роль печати, радио и телевидения в лоббировании интересов различных финансовых и политических групп и объединений, включая транснациональные корпорации прессы.
Мировые тенденции в развитии журналистики включают в себя глобализацию информации в сочетании с региональным интересом; дальнейшую концентрацию и монополизацию СМИ; включение СМИ в систему корпораций; дифференциацию и специализацию СМИ; зависимость журналистской практики от внедрения новейших технических достижений.
|
|
Предметом пристального внимания исследователей в последние годы является экономика СМИ, свидетельством чему стало «эконометрическое» изучение журналистики. Газеты и журналы, радио- и телередакции рассматриваются, с одной стороны, как торгово-промышленные предприятия, а с другой — как средства организации производства и экономики в целом. Зачастую новость выступает как товар, а аудитория — как капитал, используемый для достижения экономических, политических и иных целей.
Журналистика и политика связаны между собой теснейшими узами. Чтобы охватить многообразие политической проблематики в СМИ, предложена целостная система исследовательских подходов, концепций и методик анализа, названная «политологией журналистики» [3].
Громадную роль в этом сыграли компьютеризация информационногои коммуникационного процессов, появлений новых возможностей производства, передачи и воспроизводства печатной продукции, аудио- и видео произведений. Именно развитие техники позволило поставить вопрос о создании Глобальной информационной инфраструктуры.