Развитие техники во многом предопределило изменение технологии создания журналистского произведения и в целом выпуска печатной продукции и теле- радиовещания

Средства массовой инфор­мации и коммуникации целенаправленно используются для достижения геополитических целей, информационно-пропагандистского обеспечения внутренней и внешней политики государства.

Существует взаимосвязь многочисленных факторов и общественных связей, которые опосредованы влиянием СМИ на аудиторию. В теории журналистики стала осознаваться необходимость теоретического осмысления массовой коммуникации как области междисциплинарных иссле­дований, использующих инструментарий общественных наук в коммуни­кативных процессах.

Среди российских ученых, уделяющих самое пристальное внимание современному состоянию, проблемам и перспективам развития зарубежной журналистики, следует назвать Е. Ч. Андрунас, А. Ю. Быкова, С. И. Беглова, Р. Г. Богданова, Е. Л. Вартанову, М. С. Вершинина, С. М. Виноградову, Г. Ф. Вороненкову, М. А. Вуса, Д. П. Гавру, И. В. Герасимова, Г. А. Голова­нову, Я. Н. Засурского, Э. А. Иваняна, А. А. Кокошина, С. Г. Корконосенко, Е. А. Корнилова, В. Н. Лопатина, Г. С. Мельник, Б. Я. Мисонжникова, Е. П. Прохорова, А. С. Пую, П. Я. Рыкованова, В. А. Сидорова, В. Н. Снеткова, И. С. Смирнову, В. С. Соколова, О. Б. Фролову и других [1].

Среди книг, изданных за рубежом на иностранных языках, весьма по­казательны труды таких авторов, как Дж. Аронсон, Е. Барноу, Е. С. Богардус, Х. X. Ворд, М. Гульчинский, Т. Карпентер, Т. Кук, Г.-М. Маклюэн, К. Норденстренг, Т. Олссон, М. Паренти, Дж. Паттен, Л. Сигал, Д. Л. Фергюсон, С. Хадениус, С. Хесс, Я. Экекранц, Г. Ясунский и др. [2].

Предлагаемое учебное пособие охватывает последнее десятилетие XX в. и начало XXI в., но поскольку процессы, протекающие в это время, имеют своими корнями события и явления более раннего периода, автор считает необходимым в ряде случаев возвращаться к послевоенным и более ран­ним годам.

Существует множество зарубежных теорий и концепций журналисти­ки, которые отражают социально-политические реалии в обществе и, в свою очередь, влияют на функционирование СМИ.

Журналистика, пользуясь правами и свободами человека, сама оказывает существенное влияние на их реализацию в современном обществе. Усиливается роль печати, радио и те­левидения в лоббировании интересов различных финансовых и политичес­ких групп и объединений, включая транснациональные корпорации прессы.

Мировые тенденции в развитии журналистики включают в себя глоба­лизацию информации в сочетании с региональным интересом; дальнейшую концентрацию и монополизацию СМИ; включение СМИ в систему корпо­раций; дифференциацию и специализацию СМИ; зависимость журналист­ской практики от внедрения новейших технических достижений.

Предметом пристального внимания исследователей в последние годы является экономика СМИ, свидетельством чему стало «эконометрическое» изучение журналистики. Газеты и журналы, радио- и телередакции рассмат­риваются, с одной стороны, как торгово-промышленные предприятия, а с другой — как средства организации производства и экономики в целом. За­частую новость выступает как товар, а аудитория — как капитал, используе­мый для достижения экономических, политических и иных целей.

Журналистика и политика связаны между собой теснейшими узами. Чтобы охватить многообразие политической проблематики в СМИ, пред­ложена целостная система исследовательских подходов, концепций и ме­тодик анализа, названная «политологией журналистики» [3].

Громадную роль в этом сыграли компьютеризация информационногои коммуникационного процессов, появлений новых возможностей производства, передачи и воспроизводства печатной продукции, аудио- и видео произведений. Именно развитие техники позволило поставить вопрос о создании Глобальной информационной инфраструктуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: