Государственный долг и управление им

Наличие в экономике страны значительного бюджетного дефицита, влечет необходимость привлечения большого количества как внутренних, так и внешних государственных займов, что неминуемо приводит к образованию государственного долга.

Государственныйдолг - сумма задолженности государства по своим обязательствам перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами, возникающая в результате заемной деятельности.

Практически во всех странах мира к настоящему времени сложилась долговая экономическая система. Но наличие государственного долга еще не означает, что страна испытывает серьезные трудности или находится на грани критической черты. То есть получение кредитов - явление само по себе нормальное и полезное, если оно осуществляется в разумных количественных пределах и сопровождается рациональным и эффективным использованием, обеспечивающим необходимую прибыль для уплаты процентов, при точном и своевременном выполнении обязательств по возврату занятых средств.

Однако, если страна наращивает свой долг, а выплачивать его в полном размере не в состоянии, то она может значительно ухудшить свое экономическое положение. К тому же накопление государственного долга носит взрывной характер, поскольку существующий долг надо обслуживать (по крайней мере, выплачивать проценты). Таким образом большая часть средств государства (налоги и новые займы, которые должны идти на развитие экономики) пойдет на погашение государственного долга.

Основополагающим является деление долга на внешний и внутренний долг. В соответствии с рекомендациями МВФ в качестве внутреннего долга рассматриваются обязательства органов государственного управления, выраженные как в национальной, так и в иностранной валюте, держателями которых являются резиденты. Внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами.

Законом же РФ «О государственном внутреннем долге РФ» (1993 год) определено разделение государственного дола на две основные части (в основном по валютному кредитованию) - на внешний и внутренний долг, в связи с чем, валютные заимствования и возникающие в связи с этим обязательства относятся к внешнему долгу, а рублевые заимствования - к внутреннему долгу.

Данная ключевая классификация на практике дополняется еще рядом классификационных схем: классификация долга по типу кредитора (держателя долгового обязательства) и по типу долгового обязательства.

Принципиальная классификация государственного долга по типу кредитора имеет следующий вид:

- внутренний долг (органам кредитно-денежного регулирования, коммерческим банкам, другим членам госсектора, прочим финансовым учреждениям);

- внешний долг (международным организациям, органам управления зарубежных государств, прочая внешняя задолженность, включая банковские ссуды и авансы, кредиты поставщиков).

Классификация долга по типу долгового обязательства имеет важное аналитическое значение, так как она выявляет типы долговых активов и характеризует типы активов, которыми располагают кредиторы (либо это долгосрочные облигации, краткосрочные облигации и векселя, долгосрочные и краткосрочные ссуды).

Государственный долг оценивается по номинальной стоимости, так как он представляет собой сумму непогашенных обязательств, выплачиваемую при наступлении срока выплаты. Долг - это состояние (запас), а не движение (поток), так как он оценивается на определенную дату, а его изменение в определенном периоде (между датами) происходит за счет чистого заимствования (заимствование минус погашение).

Величина государственного долга в национальной части внешней задолженности зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли служит одним из факторов изменения общей величины долга государства.

Это особенно важно в связи с тем, что структурно государственный долг складывается из двух частей: основной долг и непогашенный долг, включающий кроме основного еще и проценты на долговые суммы. К этому необходимо добавить, что государственный долг - это не только объем заимствований государственных органов, но и долги внебюджетных фондов всех уровней государственного управления.

Государственный долг может быть текущим и капитальным.

Текущий государственный долг - сумма задолженности, срок возврата которой наступил или наступит в данном календарном году.

Капитальный государственный долг - сумма задолженности государства по всем своим обязательствам вместе с процентами.

Необходимо также учитывать и федерально-региональную структуру долга государства. На практике различают государственный долг, образовавшийся в результате бюджетной задолженности федерального правительства. Но более правильным было бы говорить о консолидированном государственном долге, включающем задолженность региональных и муниципальных органов власти.

Оценивая влияние государственного долга на развитие экономических процессов в обществе, нельзя не отметить, что значительный его рост оказывает негативное воздействие на экономику, так как его рост или рост расходов по обслуживанию государственного долга ведут к сокращению инвестиций в производительный капитал (особенно при использовании государственных заимствований на нужды текущего потребления через государственный ценные бумаги). Но при этом необходимо учитывать, что государственный долг (особенно его внутренняя составляющая) является задолженностью населения самому себе, а использование этой задолженности может обеспечить решение многих экономических проблем развития страны. Опыт многих стран показывает, что сам по себе дефицит бюджета и нормальный уровень государственного долга на являются негативными факторами, так как позволяют решить сложные экономические проблемы на определенных этапах развития общества.

Управлениегосударственнымдолгом - совокупность мероприятий государства по выплате долгов кредиторам, выпуску государственных займов и их погашению, а также изменению условий уже выпущенных займов и определению условий выпуска новых.

Порядок, условия выпуска и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ.

Любое государство в своей политике в области займов решает следующие задачи:

- минимизация стоимости долга для заемщика;

- недопущение переполнения фондового рынка государственными ценными бумагами;

- предотвращение резкого колебания курса государственных ценных бумаг;

- эффективное целевое использование мобилизованных средств;

- обеспечение своевременного возврата кредита.

Погашение накопленного государственного долга может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредиторов, принятием задолженности другим органом и т.д.

Эффективность государственного кредита обеспечивается следующими мерамипоуправлениюгосударственнымдолгом:

1. Конверсия займа (изменение первоначальных условий займа, касающихся его доходности);

2. Консолидация займа (увеличение срока его действия);

3. Унификация займа (объединение нескольких займов в один. В этом случае полученный долг называется консолидированным);

4. Рефинансирование (выпуск новых займов для погашения ранее выпущенных);

5. Отсрочка погашения одного или всех выпущенных ранее займов. Проводится в условиях, когда дальнейшая работа по выпуску новых займов уже не имеет финансовой эффективности (банкротство);

6. Обмен ценных бумаг по регрессивному курсу (несколько старых займов приравниваются к одному новому, что снижает расходы государства по обслуживанию займов);

7. Выкуп государством своих ценных бумаг на вторичном рынке;

8. Создание специальных погасительных фондов, куда направляются суммы превышения доходов бюджета над расходами;

9. Аннулирование государственного долга - отказ государства от обязательств по выпущенным займам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: