Внебюджетные фонды России
Внебюджетные фонды
1. Специальные фонды: их экономическая сущность, источники образования, классификация
1.
Специальныефонды - это совокупность денежных отношений, связанных с перераспределением НД, в результате чего центральные и местные органы власти формируют дополнительные денежные фонды для выполнения своих функций.
В финансовых системах зарубежных стран специальные фонды занимают важное место. Объем концентрируемых в них средств достаточно велик. Во Франции, например, специальные фонды по объем мобилизуемых средств приближаются к государственному бюджету страны, в Японии из специальных фондов финансируется свыше 1/2 государственных расходов, в Великобритании - 1/3.
В каждой стране традиционно сложилась своя форма специальных фондов:
- внебюджетные фонды;
- автономные и присоединенные бюджеты;
- специальные сметы и счета.
Они выполняют экономические и социальные функции. Государство, используя средства специальных фондов, может вмешиваться в процесс общественного производства, предоставлять субсидии и кредиты предприятиям, а также выдавать внешние займы, оказывать социальные услуги населению.
|
|
Как правило, специальные фонды имеют целевой характер и создаются за счет следующих источников:
· специальные налоги и сборы;
· добровольные взносы;
· средства государственных и местных бюджетов;
· кредитные ресурсы.
Специальные фонды классифицируются по следующим признакам:
1. В зависимости от срока функционирования:
- временные;
- постоянные;
2. По принадлежности:
- государственные;
- местные;
3. По назначению:
- экономические;
- научно - исследовательские;
- кредитные;
- социальные;
- фонды личного страхования;
- межгосударственные (МВФ, МБРР, ЕБРР и др.).
2.
В соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10.10.1991г. в финансовой системе России были образованы государственные внебюджетные фонды. Главная причина их возникновения - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов в специальную группу и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.
Внебюджетные фонды, как составная часть финансовой системы РФ, обладают рядом отличительных особенностей:
1. они запланированы органами государственной власти и управления и имеют строго целевую направленность;
2. их денежные средства используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджетный план;
3. формируются они в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
|
|
4. страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, как и налоги, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
5. денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
6. расходование средств из внебюджетных фондов осуществляется по распоряжению Правительства или Правления фонда;
7. Из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ.
Внебюджетные фонды решают такие задачи, как:
- обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных сфер экономики;
- расширение масштабов социальных услуг, предоставляемых населению.
Доходная база внебюджетных фондов образуется за счет:
1. специальных целевых налогов и сборов, установленных государством для соответствующего фонда;
2. отчислений от прибыли хозяйствующих субъектов;
3. бюджетных средств;
4. прибыли от собственной коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
5. банковских кредитов.
В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды бывают: федеральные и региональные.
А по своему экономическому содержанию внебюджетные фонды делятся на: социальные (Пенсионный фонд, Государственный фонд содействия занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования) и экономические (Дорожный фонд, Фонд НИОКР и др.).
2.1. Пенсионный фонд РФ
Образован в соответствии с Постановлением Верховного Совете РСФСР от 22.12.1990 г., как самостоятельное финансово - кредитное учреждение.
Средства Пенсионного фонда формируются за счет:
1). страховых взносов работодателей в размере 28% от ФОТ для предприятий, учреждений и организаций и в размере 20,6% для колхозов, совхозов и предприятий, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции;
2). страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и частной практикой (аудиторы, нотариусы) в размере 28% получаемого ими дохода;
3). страховых взносов крестьянских (фермерских) хозяйств в размере 20,6% их дохода;
4). страховых взносов работающих граждан в размере 1% от начисленной заработной платы;
5). ассигнований из республиканского бюджета на выплату государственных пенсий военнослужащим;
6). доходов от капитализации средств фонда (вложение их в коммерческие структуры и инвестиционные проекты);
7). добровольных взносов.
Средства Пенсионного фонда используются на выплату:
1). государственных трудовых пенсий;
2). пенсий военным и инвалидам;
3). компенсаций пенсионерам;
4). пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет;
5). пособий пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС и другим категориям граждан, пользующимся социальными льготами.
2.2. Фонд социального страхования РФ
Действует с 1 января 1991 года в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 25.12.1990 г.. На основании Указа Президента РФ от 07.08.1992 г. действует как самостоятельное государственное некоммерческое финансово - кредитное учреждение.
Цель его создания - обеспечение государственных гарантий в системе социального страхования и улучшение материальных условий определенных групп населения.
ФСС РФ состоит из региональных отделений, 14 центральных отраслевых отделений (деятельность которых имеет межрегиональный характер) и филиалов отделений.
Средства ФСС формируются за счет:
1). страховых взносов предприятий, учреждений и организаций, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности в размере 4% от ФОТ;
2). страховых взносов предприятий, учреждений и организаций занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, а также крестьянских (фермерских) хозяйств в размере 2,9% получаемого дохода;
|
|
3). доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда;
4). ассигнований из Федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации;
5). добровольных взносов граждан и юридических лиц.
Средства ФСС предназначены для использования по следующим направлениям:
1). выплата различных пособий (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка и по уходу за ним по достижении полуторалетнего возраста...);
2). оплата путевок санаторно - курортного лечения и отдыха работников и членов их семей;
3). частичного содержания санаториев - профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества.
Часть поступивших в фонд взносов направляется на создание централизованного резервного фонда для предоставления помощи регионам. Кроме того, фонд участвует в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования.
2.3. Фонд обязательного медицинского страхования РФ
Создан в соответствии с Законом РФ от28.06.1991 г. "Об обязательном медицинском страховании" с изменениями от 02.04. 1994 г..
В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ "О порядке обязательного медицинского страхования граждан" от 24.02.1993 г. для реализации государственной политики в области ОМС были созданы Федеральный и территориальные фонды ОМС как самостоятельные некоммерческие финансово - кредитные учреждения.
Фонды ОМС формируются за счет:
1). страховых взносов предприятий, учреждений и организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности в размере 0,2% (в Федеральный) и 3,4% (в территориальные) от ФОТ;
2). страховых взносов предприятий, учреждений и организаций занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, а также крестьянских (фермерских) хозяйств в размере 0,1% (в Федеральный) и 2,5% (в территориальные) получаемого дохода;
|
|
3). доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда;
4). ассигнований из Федерального бюджета;
5). добровольных взносов граждан и юридических лиц.
Всем гражданам РФ по месту жительства или месту работы выдается страховой полис, дающий право на получение бесплатно "гарантированного объема услуг", включающего в себя "скорую помощь", лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, медицинская помощь детям, пенсионерам и инвалидам.
2.4. Фонд занятости населения РФ
Первоначально был образован Государственный фонд занятости РФ в соответствии с Законом РСФСР от19.04.1991 г. "О занятости населения в РСФСР" для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения. ГВЗН представлял собой совокупность федеральной части Фонда, фондов занятости, формируемых в субъектах РФ и муниципальных образованиях.
С 2000 года ФЗН функционирует на уровне местного самоуправления.
Средства ФЗН формируются за счет:
1). обязательных страховых взносов работодателей;
2). ассигнований из Федерального и региональных бюджетов;
3). доходов от капитализации части средств Фонда (от размещения временно свободных средств на депозитных счетах в учреждениях ЦБ, от приобретения государственных ценных бумаг, от кредитных и инвестиционных вложений);
4). добровольных взносов граждан и юридических лиц.
Средства ФЗН расходуются по следующим направлениям:
1). проведение мероприятий по профессиональной ориентации, подготовке и переподготовке безработных граждан;
2). организация общественных работ;
3). выплата пособий по безработице;
4). финансирование научно - исследовательских работ по вопросам занятости населения и др.
3.
Целевыебюджетныефонды - это денежные фонды, образуемые в составе консолидированного бюджета страны за счет целевых источников средств и используемые на финансирование определенных государственных или местных расходов под контролем фискальных органов государства.
В 2000 году в состав консолидированного бюджета РФ были включены следующие целевые бюджетные фонды:
- Федеральный и территориальные дорожные фонды;
- Фонд развития таможенной системы РФ;
- Федеральный и территориальные фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы страны;
- Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов;
- Государственный фонд борьбы с преступностью;
- Федеральный и территориальные экологические фонды;
- Фонд Министерства РФ по атомной энергии;
- Федеральный фонд Министерства по налогам и сборам РФ и Федеральной службы налоговой полиции...
3.1 Дорожные фонды РФ
Образованы в соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 г. "О дорожных фондах в РФ" и функционируют на основе следующих доходных источников:
1). налог на реализацию ГСМ (полностью зачисляется в Федеральный дорожный фонд);
2). налог на пользователей автомобильных дорог (зачисляется исходя из установленных пропорций и в Федеральный и в территориальные фонды);
3). налог с владельцев транспортных средств (целиком зачисляется в территориальные фонды);
4). налог на приобретение автотранспортных средств (целиком зачисляется в территориальные фонды);
5). отчисления в размере 4% от суммы единого налога на вмененный доход;
6). доход от использования имущества федеральных автомобильных дорог;
7). доход от эксплуатации платных автомобильных дорог и сооружений на них;
8). доход от взимания сбора за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территориях иностранных государств, по федеральным автомобильным дорогам.
Средства Федерального дорожного фонда расходуются на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог общего пользования, относящихся к федеральной собственности, а также на оказание финансовой поддержки территориальным дорожным фондам субъектов РФ в виде выделения субвенций и дотаций.
За счет средств территориальных дорожных фондов осуществляется финансирование расходов дорожного хозяйства по объектам, являющимся собственность субъектов РФ.