Рояль в кустах как элемент фитодизайна

Часть I

Одним из важнейших элементов интерьера, оказывающего не только эстетическое, но и психологическое воздействие на людей, является фитодизайнискусство оформления помещений с использованием растений. Включение части природной среды в повседневную жизнь позволяет урбанизированному человеку чувствовать себя более комфортно, уверенно, помогает быстрее адаптироваться в новой обстановке, способствует

Многообразие стилей и приемов использования фитодизайна в интерьере позволяет решать задачи не только декорирования помещений, но и более прикладные, например, формирование и поддержание имиджа фирмы, её фирменного стиля. Через нестандартный декор интерьера в контексте фирменного стиля повышается узнаваемость фирмы, её самобытность и, соответственно, возрастает интерес к ней.

Главная задача фитодизайна (как и дизайна вообще) – достигнуть определённого впечатления. Для создания целостной картины восприятия интерьера, а также для эффективного использования пространства рекомендуется перед началом работы по оформлению интерьера выяснить назначение объекта, уточнить форму и размеры помещения, определить функционально-эмоциональные зоны, предназначенные для разных целей – работы, отдыха, приёма питания и т.д.

При декорировании каждой зоны используются свои приёмы организации пространства. Это может быть соподчинение по масштабу и значимости, когда главной является самая большая композиция, а меньшие – вторичными, причём все они должны быть решены в одном ключе.

Также может быть найдено и построено ядро композиции (доминанта), поставлен акцент или несколько акцентов – здесь элементы фитодизайна могут быть разнородными, но равными по значению. Объединяющим моментом для такого варианта может служить что-то общее для всех: например, техника исполнения, стиль, одинаковые детали, используемые материалы, цветовое решение. Один из приёмов фитодизайна – игра открытого и закрытого пространства, переход от интерьера к экстерьеру через окна, двери, веранды и т.п.

Его можно смягчить, разместив композицию в тамбуре дверей, и подчеркнуть, используя силуэтные, линейные решения на фоне окна или витрины.

Не стоит перегружать интерьер композициями – помещение не должно быть похоже на цветочный магазин. В современном фитодизайне для размещения композиций используют не только мебельные полки, подоконники и столы, – декорируют также стены, оконные и дверные проёмы, пространство под потолком, применяя венки, гирлянды, панно, коллажи, многосторонние композиции. Очень популярны подвесные конструкции типа цветочных «люстр», а также крупные напольные и подиумные композиции. Общий силуэт может быть наклонным, горизонтальным, вертикальным, ниспадающим и устремленным вверх. Особый колорит придаёт композиции движение, динамика.

Поскольку фитодизайнеру зачастую приходится оформлять уже сложившийся, обжитой интерьер, ему необходимо учитывать архитектурные особенности, стилистику, цветовое решение оформления, условия эксплуатации помещения и т.д.

С другой стороны, он может исправить неудачные архитектурные решения, подчеркнуть выигрышные детали интерьера, трансформируя и гармонизируя пространство. Например, композиция с мелкими деталями, рассчитанная на внимательное разглядывание с близкого расстояния, позволяет сократить длинный коридор, подвести человека к интересному интерьерному решению. Крупная композиция может быть элементом членения пространства, сводя его до уровня камерного и интимного, более гармоничного для человека. Таким же путём можно разделить помещение на функциональные зоны.

Существуют несколько направлений фитодизайна:

Одно из них близкое к ландшафтным видам дизайна, вегетативный стиль. Это европейское направление модернизма в аранжировке. Его главная особенность – размещение уголка живой природы как бы в контейнере. При этом растения ставят в том положении, в котором они растут в естественных условиях.

Транспорентная композиция («витраж») – объёмная комбинация линейных материалов, переплетенных в стиле конструктивизма или модерна. Она состоит из каркаса, на который крепится сухоцвет или плотные материалы. Широко используются декоративные ленты, тесьма, драпировки из тканей. Эти композиции нуждаются в подиуме и демонстрируются на фоне однотонной стены, на каминных и мебельных полках, в проёмах цельного стекла окон.

Коллаж – высокохудожественное произведение, при создании которого используются плотные материалы естественного и искусственного происхождения, обработанные разными способами. В коллажной технике большое внимание уделяется драпировкам из тканей, кожи, бумаги и других плоскостных и линейных материалов.

Панно – плоскостные изделия, имеющие оригинальное оформление, бывают следующих видов:

1. транспарентное (просвечивающее);

2. классическое (с основой из плетения и сухоцветами);

3. гобелен, плетёный из природных линейных материалов (может быть транспарентным и ковровым);

4. рамка со вставленным натуральным флористическим панно (из засушенных гербарным способом листьев и цветов).

Фитодизайнер пользуется всем разнообразием материалов живой и неживой природы: цветы, ветки, бутоны, плоды, листья, корни, грибы и их детали), животного (шкуры, кожа, мех, рога и т.д.), полудрагоценные и поделочные камни, гравий, галька, песок, гипс, морская и поваренная соль.

Плюс резина, каучук, стекло, керамика, штукатурка, поливинил, герметики, керамзит, пенопласт, металл, бумага, пластмасса, всевозможный текстиль и многое другое. Все материалы должны быть подготовлены и обработаны: очищены, ошкурены, подкрашены.

ЧАСТЬ II
В качестве связующих элементов для настенных и лёгких объёмных композиций применяется клей «Момент» и ему подобные, для крепления мелких деталей – пистолет-склейка. Объёмные, тяжёлые композиции крепятся в гипсе, цементе, более лёгкие – в специальной флористической губке-оазисе или пенопласте. Для основы берут стебли крупных растений, корни, стволы деревьев, грибы-тутовики, кору и другие природные материалы, из искусственных – любые емкости, сосуды, держатели, подиумы, подставки из керамики, стекла, металла, дерева, пластмассы.

Важное условие – на основах не должно быть яркого рисунка. Лучшие цвета для основы – природные: оливковый, песочный, коричневый, серый, чёрный. Широко используются всевозможные плетеные изделия – из лозы, бересты, камыша, лыка и т.п. Они прекрасно сочетаются с классическими, традиционными материалами.

В зависимости от места, где будут размещены сухие и искусственные композиции, можно определить срок их «жизни». Искусственные цветы в витрине на солнечной стороне улицы потеряют вид менее чем за год, в тени же прослужат и два года.

В местах большого скопления людей композиции из сухоцветов быстро разрушатся, а в менее используемых частях офиса или дома они прослужат украшением два-три года.

Чтобы фитодекор дольше радовал нас, необходимо правильно ухаживать за ним. Для поддержания в приемлемом виде открытых композиций из сухих цветов и природных материалов раз в месяц их опрыскивают любым лаком для волос. При этом струёй воздуха стряхивают пыль, а все компоненты ещё раз закрепляются. Сухоцветы не боятся повышенной влажности и прямых солнечных лучей. Их можно пылесосить несильной струей воздуха через влажноватую ткань. Искусственные цветы пылесосят так же. Они более стойки к неблагоприятным воздействиям среды (правда, это зависит от качества цветов), но плохо переносят прямое попадание воды и солнца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: