И управление учебно-познавательной деятельностью

Основные методы сообщения учебного материала

К методам устного изложения учебного материала относятся такие приемы как рассказ, лекция, беседа, дискуссия. Рассмотрим те методы изложения, которые наиболее часто используются на уроках теоретического обучения.

Лекция от других методов словесного изложения отличается: более строгой структурой; логикой изложения учебного материала; обилием сообщаемой информации; системным характером освещения знаний.

Предмет лекции – описание сложных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними связей и зависимостей главным образом причинно-следственного характера. По объему лекция занимает целый урок, а иногда и «спаренное» занятие. Лекционный метод вводится постепенно, на основе объяснений и бесед.

Условиями эффективности лекции являются:

– составление педагогом детального плана лекции;

– сообщение учащимся плана, ознакомление их с темой, целью и задачами лекции;

– логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана;

– краткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта плана;

– логические связи при переходе от одной части лекции к другой;

– проблемность и эмоциональность изложения;

– живой язык, своевременное включение примеров, сравнений, ярких

фактов;

– контакт с аудиторией, гибкое управление мыслительной деятельно-

стью учащихся;

– многостороннее раскрытие важнейших положений лекции;

– оптимальный темп изложения, позволяющий учащимся записать ос-

новные положения лекции;

– выделение (задиктовка) того, что следует записать;

– использование наглядности (демонстрации, иллюстрации, видео), об-

легчающей восприятие и понимание изучаемых положений;

– сочетание лекций с семинарскими, практическими занятиями, на ко-

торых обстоятельно разбираются отдельные положения.

Лекция экономит учебное время, является одним из наиболее эффективных методов по показателю восприятия содержания информации, который в зависимости от ряда условий может колебаться от 20 до 50 %.

Учебная дискуссия давно и успешно применяется в учебных заведениях западного мира и в целом ряде случаев обеспечивает хорошие результаты при решении тех задач, где другие методы оказываются менее эффективными. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса; вспомогательными функциями являются обучающая, развивающая, воспитывающая и контрольно-коррекционная.

Одно из важнейших условий эффективности учебной дискуссии –предварительная и основательная подготовка к ней учащихся как в содержательном, так и в формальном отношении. Содержательная подготовка заключается в накоплении необходимых знаний по теме предстоящей дискуссии, а формальная – в выборе формы изложения этих знаний. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысли, убедить оппонентов – лишенной привлекательности, запутанной и противоречивой. Поэтому педагог должен позаботиться о развитии у учащихся умений ясно и точно излагать свои мысли, четко и однозначно формулировать вопросы, приводить конкретные доказательства и т.д. Ошибочным является мнение, будто дискуссия применима только при изучении гуманитарных дисциплин – истории, обществоведения, этики, литературы, искусства, психологии, педагогики. С не меньшим успехом данный метод может быть использован и при изучении физики, химии, биологии, других предметов. В этом случае учебная дискуссия приобретает характер управляемого познавательного (научного) спора. Учащимся предлагается сравнить, например, различные подходы к классификации элементарных частиц в физике, разные концепции происхождения явления акселерации в биологии, поддержать или опровергнуть мнения относительно причин изменения климата на Земле в географии и т.д. Естественно, нельзя ожидать, что учащиеся выскажут окончательное решение относительно справедливости той или иной точки зрения, но спор всегда вызывает повышенный интерес к проблеме, желание глубже в ней разобраться. Дискуссии обогащают содержание уже известного учащимся материала, помогают его упорядочить и закрепить. Педагогу они несут надежную информацию о глубине и системе знаний, особенностях мышления учащихся, подсказывают направления дальнейшей работы. Весьма полезны дискуссии и в воспитательном значении. С их помощью не только легко диагностируются особенности характера, темперамента, памяти, мышления, но и исправляются недостатки поведения и общения учащихся (вспыльчивость, несдержанность, неуважение к собеседнику и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: