Техники штрихов и их видов

Основные штрихи – деташе и легато, их связь с мелодической природой инструмента. Сходные и различные элементы звучания. Приемы исполнения и методы изучения этих штрихов. Координация действий левой и правой руки.

Отрывистые штрихи – мартле, штрих Виотти, пунктирный штрих, стаккато; их выразительное значение. Характерные особенности этих штрихов: твердость атаки звука, ритмическая определенность его окончания, наличие пауз. Роль штриха мартле как основы изучения этой группы штрихов; приемы его исполнения. Характеристика звучания и приемов исполнения штриха Виотти и пунктирного штриха, их значение в развитии техники правой руки. Особенности аппликатуры при исполнении отрывистого пунктирного штриха. Штрих стаккато, характер звучания, приемы исполнения в среднем, быстром и очень быстром темпе. «Природное» и «выработанное» стаккато. Способы изучения стаккато; значение правильного распределения смычка и периодических акцентов.

Прыгающие штрихи – сотийе, спиккато, «летучее» стаккато, рикошет (штрих от броска), арпеджио прыгающим штрихом, их выразительность. Сходные и различные черты звучания спиккато и сотийе; различия в приемах их исполнения. Правильный выбор участка смычка для выполнения сотийе и спиккато. Значение четкой ритмической организации действий левой руки (особенно в сотийе). Особенности штриха «летучее» стаккато. Штрих рикошет и арпеджио прыгающим штрихом.

Приемы исполнения и способы изучения каждого из прыгающих штрихов.

Акценты и их разнообразие. Типы акцентов. Техника исполнения акцентов.

Аккорды, их выразительное значение при игре на скрипке. Трехголосные и четырехголосные аккорды, техника их исполнения.

Необходимость систематической работы над штрихами (даже при минимальном расходовании времени). Постоянное изучение новых и совершенствование выработанных штрихов в процессе обучение скрипача. Работа над соединением различных штрихов. Тщательное изучение разнообразных сочетаний деташе и легато (в симметричных и несимметричных группировках) как важный фактор в развитии техники смычка. Использование вспомогательных упражнений и этюдов для совершенствования штрихов в процессе изучения художественного материала.

Пиццикато как особый прием игры на смычковых инструментах. Способы извлечения пиццикато правой рукой. Динамика и тембр звука при игре пиццикато. Исполнение двойных нот и аккордов пиццикато.

Динамика и фразировка. Динамика как один из основных элементов музыкальной выразительности. Воспитание дифференцированного восприятия различных градаций звучания. Понятие об основных динамических оттенках. Динамические контрасты. Динамика звука и техника звукоизвлечения. Изучение динамических оттенков на длинных нотах и различных штрихах.

Динамика звука и тембр. Роль тембра в создании звуковой характеристики музыкального образа. Изменение тембра при передвижении смычка между подставкой и грифом. Сопоставление звуков различной окраски: изучение тембров инструмента во всех регистрах.

Взаимосвязь динамики и тембра с фразировкой. Фразировка как умение выразительно «говорить» посредством музыкальных звуков. Основные принципы работы над мелодией. Важная роль понимания учеником структуры музыкальной фразы для ее выразительного исполнения.

Выразительность исполнения при обязательном соблюдении авторских указаний в нотном тексте как одна из непреложных основ искусства интерпретации.

Понятие об артикуляции как о способе слитного или раздельного произнесения звуков, составляющих музыкальную фразу. Артикуляция и штриховые обозначения.

Агогика – небольшие отклонения от темпа и метра – как средство фразировки. Агогика и кульминационные нарастания и спады. Агогические обозначения в авторском нотном тексте и исполнительских редакциях.

Использование вибрато как средства усиления выразительности и певучести тона.

Работа над фразировкой: объединение мелодических линий с помощью динамических устремлений; интонационная выразительность фразы, внутреннее тяготение звуков (аналогия со смысловыми ударениями в словесной речи). Различные окончание фраз, разделение построений посредством цезур («дыхание»). Характерные музыкальные примеры. Развитие активности и творческой инициативы учащегося (проблемный подход) в поиске художественно оправданной фразировки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: