Сравнения в поэзии Райнер Мария Рильке

 

Райнер Мария Рильке. Это имя я открыла случайно, когда впервые прочитала его стихи в переводе Бориса Пастернака. Они меня заинтересовали,  и я решила познакомиться с его стихами поближе. Меня поразили его сравнения. Думаю, перевод не всегда передает то, что создано в оригинале, но надеюсь, соответствие все-таки есть. Я провела маленькую «научную» работу, конечно, не претендуя на всю полноту «исследования».

И так, что же такое сравнения в литературе. Сравнение  – прием, широко используемый в художественной речи. Он выявляет сходство, соответствие, параллели между явлениями и жизнью людей, между людьми – закрепляет различные ассоциации, возникающие у автора произведения. Сравнение – одна из форм художественного мышления. Одним из важнейших признаков удачного сравнения является элемент неожиданности, новизны, оригинальности. Только тогда сравнения придают произведению стилистическое разнообразие, выражают сущность предмета, придают экспрессивность и выразительность речи.  Особенно ярко и эмоционально они проявляются в языке поэзии. Интересно рассмотреть,  как использует сравнения  Райнер Мария Рильке в своих стихах. Все цитаты взяты из его произведений.

Весь материал я разделила на несколько групп сравнений.

 

1-сравнения, выражающие время и абстрактные понятия (жизнь, смерть, время, мир)

 

«жизнь – варево, а мир – горшок, толпа сыта»

                                                   «Песнь самоубийцы»

«Поймите же, мне жизнь во вред, противный вкус во рту»

                                                   «Песнь самоубийцы»

«время – море»                        «Из ночного ненастья)

«Сей мир напоминает акробата, который держит шест на лбу весь век»

                                                                            «Портал»

«А прошлое, как жалкий сумасброд»          «Заключенный»

«Чья сфера – слава, весь вмещающая мир» «Золото»

«Чья судьба – закат»                                      «Пейзаж»

 

Вышеперечисленные сравнения совершенно неожиданные, но очень точно отражающие суть жизни, времени

 

 

2- этапы человеческой жизни (детство, старость, судьба)

 

«словно сгустки крови беспрестанно, я выхаркиваю годы бед»

                                                                                «Иеремия»

«Старость, как ни странно, стыд и страх»        «Павильон»

«Разве судьба не сгусток нашего детства?» «Дуинские элегии»

 

Сравнения выразительные, воздействующие на наши чувства и эмоции.

 

 

3- сравнения, предметом которых являются выражения различных эмоций и чувств (любовь, ярость), вызывают ассоциативные образы

 

«когда любовь прибежища не чает, как дева по камням идет нагая»

                                                 «Отрывки из потерянных дней»

«И по земле тогда каталась ярость, как пчелами облепленный медведь»

                                                 «Розы в сосуде»

 

4- описание души  человека  необычно, подтверждает, что все люди разные:

 

«Что в звере кровь и тьма, то в нас душа»

                                   «Песнь женщины, обращенная к поэту»

«В тех странных копях обитали души, прожилками серебряной руды пронизывая тьму»                          «Орфей. Эвридика. Гермес»

«Но почти что проклята душа  жертва искушений непристойных»

                                                          «Столпник»

 

5- сравнения, характеризующие образ человека (портретные характеристики) - то кувшин, то колосок, то пшеница молодая.

 

«Она звалась Ла Станка, сосуд, разбитый грубо, без вины,

Когда отец монаха сокрушил

Кувшин, который сам же осушил» «В Картезианском монастыре»

«но все равно останусь для вас скошенным колоском» «Песня сироты»

«был я как пшеница молодая»                                         «Иеремия»

 

 

6- сравнения, предметом которых являются части тела (руки, рот и др.), совершенно неожиданны, неординарны:

 

- «сидит монах подчас, и шерстяная одежда не скрывает рук-шестов»      

                                                      «В  Картезианском монастыре»

«В седле под небесами сидите вы, любившие простор,

Великолепными верными псами

Лежат ваши руки до сих пор»               «Мужи из дома Колонна»

«руки мои – чета горемык»                   «Песня карлика»

(руки) «тяжелые, скользкие - прыг да прыг, как маленькие жабы»

                                                                  «Песня карлика»

«чьи жилы струнам из металла уподобятся»    «Созерцающий»

«Твои ли груди птицами взлетели»  «Дневная песнь востока»

«рот, с трубою схожий водосточной, из которой дождь течет»

                                                  «Саул во пророках»

«мозг – подобье звездной глубины»          «Алхимик»

«тени от решетки, как морщины»        «Балкон»

«слова мои – веки глаз, ласкающих тебя» «Песня на сон грядущий»

                                                 

 

 

7- сравнения, характеризующие различные предметы

 

«листает книгу о самой себе, листы почти что в листья превратив,

в растения, проснувшиеся нив»     «Отрывки из потерянных дней»

«Арфа, словно дерево в саду»            «Давид поет перед Саулом»

 «скажу о них (фонтанах), как о слезах печали»

«и на листах я видел, как на лицах»        «Читающий)                                                                                                 

«упасть со лба на землю, словно шлем, была молитва вечная готова»

                                                                          «Единорог»

 

 

8- сравнения, используемые в пейзажных зарисовках

 

«колышется, как на цепи челнок, сад, где обветрен каждый черенок»

                                    «В Картезианском монастыре»

«леса – скелеты»        «Поздняя осень в Венеции»

 

 

9- сравнения, выражающие действие, в качестве образа – различные стихии (волны, дождь)

«сад в сумерках, как в сумрачных волнах» «В Картезианском монастыре»

«как дождь над морем вечерами, так одиночество не за горами»

                                                                     «Одиночество»

 

 

10-сравнения, характеризующие внутреннее состояние героя (одиночество, неприкаянность)

 

«И он ложился на руки себе же, как вся легла бы загнанная тварь»

                                              «Из жизни святого»

«улыбка, схожая со штопкой»       «Одна из старух»

«а в этом камне даже не могила дыра для сердца твоего и рук»

                                               «Заключенный»

 

 

11- сравнения, предметом которых являются животные и растения.

 

«уже бутон; он увядает, вянет, как хворое дитя»                                                           

                                                              «Отрывки из потерянных дней»

«цветы так засыхают на балконе, как самоцветы выцвели на фоне волос»                                  «Отрывки из потерянных дней»

 «я знаю: струи эти – ствол ветвистый»                «О фонтанах»

«окна – розы»                        «Окно – роза»

«Не ради ли весенних нежных трав, похожих на девичьи прядки»

                                               «Сумашедшие в саду»

«Но, как хорошая соседка, трава своих не выдает»

                                               «Сумашедшие в саду»

«С камнем лев уже сидел на страже наподобие герба»

                                               «Мария Египетская»

                                                                                                         

Вот и закончилась моя маленькая работа по сравнениям Р.М.Рильке. Не ожидала такого эффекта прежде всего для себя. Чем больше я углублялась в его поэзию, тем интереснее для меня становилась личность автора. Разнообразные, неожиданные по образам, эмоциональные сравнения, лаконично и выразительно создавали образ того, о чем идет речь в произведении. И, недаром, Б.Пастернак, мастер сравнений, называл Р.М.Рильке своим учителем и кумиром.

 

  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: