«Детские игры [говорил он про человеческие мысли]».
Во-первых, в этом фрагменте демонстрируется принцип относительности Гераклита: да, действительно, человеческие мысли – детские игры …в сравнении с Логосом, умом космоса, божественным умом.
Но, с другой стороны: вселенная у Гераклита – дитя, ребенок играющий…Т.е. на уровне вселенной, на космическом уровне, на уровне целого и единого в проявлении Логоса, космического божественного ума, присутствует детскость, игровой момент, момент случайности, вариативности, и т.д. Тогда получается, что в характеристике человеческих мыслей как детской игры нет уничижительного сравнения с мыслью (Логосом) космоса, а, наоборот, человеческая мысль подобна, аналогична космическому уму.
78. [96] Ориген с Cels VI 12 р. 82, 23 [ как 79 и 80 из Цельса ].
«Человеческий образ мыслей не обладает разумом, божественный же обладает».
Этот фрагмент – опять-таки же о несовершенстве человеческого разума, в котором разум по природе своей имеет не человеческий источник, а божественный, т.е. Логос, космический божественный ум.
|
|
Разумом человек и обладает, и не обладает. Не обладает потому, что это его индивидуальный разум по происхождению своему имеет внеиндивидуальный характер и лишь может следовать божественному разуму.
79. [97] __ __[ после 78 ].
«Младенцем слывет муж для божества, как мальчик—для мужа».
Данный фрагмент иллюстрирует принцип относительности, подчеркиваемый Гераклитом многократно и в разных сферах. Характеристика чего-либо определена в том числе и точкой зрения (буквально) ‑ точкой, с которой рассматривается данное явление и которая определяет его в сравнении с другими явлениями.
82. [99] Платон Hipp, maior. 289 A.