Контрольная работа №1
по курсу «Отечественная литература»
ВАРИАНТ № 1
В предисловии к собранию сочинений 1880 г. И.С. Тургенев подчеркнул единство своих шести романов: «В течение всего этого времени я стремился, насколько хватало сил и умения, добросовестно и беспристрастно изобразить, и воплотить в надлежащие типы самый образ и давление времени и ту быстро изменявшуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно служил предметом моих наблюдений».
В первом романе «Рудин» Тургенев поставил вопрос об исторической роли своего поколения 30х годов. Писатель обратился к временам молодости, воссоздав духовную атмосферу тех лет. Из кружка Покорского, в котором современники узнавали Н.В. Станкевича, увлеченного идеями немецкой философии, вышел Рудин. Герой романа – энтузиаст, владеющий «музыкой красноречия»: даром увлекать своих слушателей в «заповедные дали». В страстной вере в идеал, горячем слове убеждения видел Тургенев роль людей, подобных Рудину, возвысив своего героя в финале романа. Рудин погибает на баррикадах во время Парижской революции 1848 года.
Нового героя в романе «Дворянское гнездо» Тургенев показал в сфере практической деятельности.
Прочитав роман, обратитесь к статье Тургенева «Гамлет и Дон Кихот», в которой писатель выявляет два разных типа личности, отдавая предпочтение Дон Кихоту, живущему и действующему во имя высокого нравственного идеала. Статья дает понимание первых четырех романов писателя, его героев.
Важно знать и реальную основу романа: у его героев есть прототипы, ведь Тургенев писал о людях, которых хорошо знал, но реальная жизнь которых художественно перевоплощалась в соответствии с замыслом писателя.
Сочинение можно начать по-разному: с истории создания или проблемы героя в творчестве писателя, или со смысла заглавия произведения.
Далее изложите историю жизни Лаврецкого: происхождение, воспитание, неудачный брак, выявляя при этом культурные, социальные, бытовые традиции, внутрисемейные отношения, которые повлияли на формирование характера, судьбу главного героя. Объясните, почему Лаврецкий, воспитанный отцом-англоманом, вернулся домой с целью научиться землю пахать.
Жизненная программа героя раскрывается в его спорах с западником Паншиным. Лаврецкий выполняет свои обязательства перед крестьянами.
Но основная коллизия романа – конфликт между стремлением человека к счастью и требованиями нравственного долга. Это важнейшая коллизия в произведениях Тургенева.
Проследите развитие любовной линии в романе. В любви проявляются благородные душевные качества героев, лучшие свойства их личности.
Используя поэтические средства психологического анализа, писатель раскрывает красоту и драматизм любовного чувства, переживаемого героями. Обратите внимание на лирические пейзажи в романе, когда ритмика фразы, вся образная система сближает прозу Тургенева с поэзией, а музыка Лемма звучит для Лаврецкого как песня торжествующей любви.
В статье «Гамлет и Дон Кихот» Тургенев писал о высшем типе личности, которую отличает стремление жить в соответствии с избранным нравственным идеалом. Такая в романе Лиза. Проанализируйте внутренний конфликт, переживаемый героиней, который завершается ее уходом в монастырь.
В процессе работы продумайте вопросы:
1. Каков смысл заглавия романа?
2. Что отличает Лаврецкого от его литературного предшественника Рудина?
3. В чем видит герой свой долг перед народом?
4. Как оценивает Лаврецкий значение и историческую роль своего поколения?
5. Какие нравственные качества отличают тип тургеневской девушки?
6. Каковы причины любовной драмы героев?
7. Как соотнесены в романе любовь и нравственный долг?
8. Как в романе проявляется мастерство психологического анализа Тургенева?