Трактовки понятия «социальные изменения»

Калинина Алина Л/б-18-1-(2)

В социологии под социальными изменениями понимаются преобразования, происходящие с течением времени в организации, структуре общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении. Это переход социального объекта из одного состояния в другое; существенная трансформация социальной организации, социальных институтов; рост многообразия социальных форм и др.

Социальные изменения - это не только результат естественного процесса развития социальных систем, но и результат преобразующей деятельности человека. Понятие "социальный процесс". Под процессом понимается любой вид движения, смены состояний какого-либо объекта или явления. Это поток событий, модификаций, трансформаций, социокультурных изменений. Это также последовательность социальных событий. Без процесса, приводящего к тем или иным изменениям, социальная система существовать не может. Изменения - результат различных процессов, происходящих в течение определенного времени. Процессы происходят на различных уровнях социальной системы. Объектом наблюдения может быть отдельный индивид, социальная группа, организация, общество, все человеческое сообщество. Наряду с реально протекающими процессами и происходящими изменениями, в человеческом сознании происходят процессы осмысления, оценки, переоценки и интерпретации событий. При этом точек зрения на одно и то же событие может быть бесконечное множество, от частично совпадающих до прямо противоположных. Кроме того, человеческому сознанию свойственно постоянно переоценивать (перетолковывать) случившееся и давать прошедшим событиям новые толкования. Таким образом происходит "конструирование" в сознании людей новой социальной реальности.

2. Теории социальных изменений.

Современная трансформационная теория свое внимание сконцентрировала в основном на изучении динамики общественной жизни постсоветских обществ, однако сами изменения являются постоянными спутниками человеческих обществ. Если в несложных, обществах эти изменения происходили обособленно в границах отдельных областей, не влияя на другие сферы, то в сложных дифференцированных обществах они протекают иначе. Здесь изменения, происходящие в одной сфере, всегда начинают оставлять следы, отпечатки на других сферах жизнедеятельности общества. Общезначимое содержание этих преобразований обычно переплетается в конструируемых социальных мифах, символах, изобретаемых традициях и т.д., через которые поддерживается лояльность социума по отношению к вводимым новациям, санкционируемым «творческим меньшинством», преобразованиям в обществе. Это означает, что происходящие в обществе изменения все более становятся связанными с изменениями в культуре и редко - в социальной сфере. По мере развития человеческих обществ постепенно направленности происходящих в этих сферах изменений начинают обусловливать, предполагать друг друга, поэтому обычно они и обозначаются «социокультурными».

Эволюционистским теория исходит из того, что общество развивается по восходящей линии от низших форм к высшим. Это движение постоянно и необратимо. Все общества, все культуры проходят путь от менее развитого состояния к более развитому по единому заранее установленному образцу. Представителями классического эволюционизма являются Ч. Дарвин, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Например, Спенсер считал, что сущность эволюционных изменений и прогресса заключается в усложнении общества, в усилении его дифференциации, в отмирании "неприспособленных" индивидов, социальных институтов, культур и выживании и процветании "приспособленных".

Другая довольно обширная концепция осмысления социальных изменений в свое время была предложена представителями структурно-функционалистического направления в социологии. В созданной функционалистами теории социальных изменений проводилось различие между обществами, в которых изменения достаточно вездесущие, и обществами, где они отсутствуют. Первобытные общества были отнесены именно к той группе, в которой социальные изменения в общественной жизни социума незначительны, если не сказать, что они вообще отсутствуют. В. Малиновский и А.Рад-клиф-Браун отстаивали мнение о холистическом и функциональном характере социальных изменений. Согласно их мнения, первобытные общества начинают изменяться в результате установления культурного контакта с другими, в сравнении с ними более развитыми, обществами. Таким образом, вызываемые культурным контактом изменения постепенно приобретают всеобщий характер и служат причиной перехода этих обществ к качественно новому состоянию по сравнению с предыдущим этапом.

Теории циклических изменений. Цикличность природных, биологических и социальных явлений была известна уже в глубокой древности. На этой группе теорий я позволю себе не останавливаться, отослав читателя к статье П.А. Сорокина на эту тему. Теория жизненных циклов цивилизаций нашла развитие в трудах английского историка А.Тойнби. Он считал, что всемирная история представляет собой возникновение, развитие и упадок относительно замкнутых дискретных (прерывистых) цивилизаций. Цивилизации возникают и развиваются как ответ на вызов окружающей природной и социальной среды (неблагоприятные природные условия, нападение иноземцев, гонение предшествующих цивилизаций). Как только найден ответ, следует новый вызов и новый ответ. По мнению Тойнби, основная роль в поисках ответов на постоянно возникающие вызовы принадлежит творческому меньшинству общества. Когда творческий потенциал у менышенства иссякает, и общество не может адекватно ответить на очередной вызов, цивилизация начинает разваливаться.

Следует отметить, что хотя осмысление социальных изменений в учениях других социологов не излагается как целостная концепция, однако она в них присутствует как основа, исходная посылка объяснения ими особенностей проявления различных аспектов характеристики предмета изучения. Сюда можно отнести теорию конфликта Р. Дарендорфа. Ученый считает социальные конфликты результатом сопротивления существующим в любом обществе отношениям господства и подчинения. Подавление конфликта, по Р. Дарендорфом, – это путь к его обострению. А "рациональная регуляция" социального конфликта способствует эволюции, которая контролируется, т.е. управляемым изменениям в обществе. Хотя причины конфликтов существовали и будут существовать всегда, либеральное общество, по мнению Дарендорфа, может их согласовывать на уровне конкуренции между индивидами, группами и классами. Учитывая это, "рациональное обуздание" социального конфликта, считает Дарендорф, должно быть одним из главных задач политики.

3. Назовите основные причины и факторы социальных изменений.

Факторами, причиной социальных изменений выступают многообразные обстоятельства, такие, как изменение среды обитания, динамика численности и социальной структуры населения, уровень напряженности и борьбы за ресурсы (особенно в современных условиях), открытия и изобретения, аккультурация (усвоение элементов других культур при взаимодействии). Движущими силами социальных изменений могут выступать преобразования как в экономической, так в политической, социальной и духовной сферах, но с разной скоростью и силой, фундаментальностью воздействия.

Среди основных причин, называемых исследователями, можно выделить следующие; прогресс в науке, технике и технологиях;

развитие производства и рост производительных сил;

усложнение структуры общества и его дифференциация, повышение адаптивной способности общества и рационализация всех сфер жизнедеятельности;

постоянно растущие потребности людей;

противоречия и конфликты за различные ресурсы между социальными классами и слоями общества;

влияние окружающей природной и социальной среды.

Все многообразие причин можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние. Внутренние возникают в результате функционирования самой социальной системы; внешние - в результате взаимодействия социальной системы с внешней средой.

Реформы, как правило, инициируются "сверху" правящей элитой, на которую оказывают давление оппозиция, низшие слои общества и/или внешние обстоятельства. Целью таких реформ являются частичные изменения в социальной системе для того, чтобы сохранить свое господствующее положение в обществе.

Революционные изменения происходят по инициативе "снизу". Основная причина таких изменений - нежелание народных масс жить в сложившихся условиях. Их цель - замена правя щей элиты и быстрые радикальные изменения во всех сферах общества.

Социальная система функционирует и развивается до тех пор, пока она способна разрешать свои внутренние противоречия и отвечать на внешние "вызовы".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: