18 октября 2021 г. (понедельник)
Дисциплина: Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия.
Группа: № 80
Тема: Пирамида.
Цель:
Учебная: закрепить изученный материал о пирамиде через решение задач.
Развивающая: развивать математическое мышление, вычислительные и графические навыки, пространственное воображение.
Воспитательная: воспитывать у обучающихся устойчивый интерес к изучению математики; математическую культуру.
Материалы урока:
Литература: Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов [и др.] – М.: Просвещение, 2013.
Пишем в конспектах:!!! РИСУЕМ ПРАВИЛЬНО, НЕ МЕНЕЕ 5 СМ!
Решить задачи:
1. Основанием пирамиды является параллелограмм, стороны которого равны 20 см и 36 см, а площадь равна 360 см2. Высота пирамиды проходит через точку пересечения диагоналей основания и равна 12 см. Найдите площадь боковой поверхности пирамиды.
Дано: РABCD – четырёхугольная пирамида, основание ABCD – параллелограмм, АB = 20 см, АD = 36 см, SАВСD = 360 см2, высота РО = 12 см. Найти: S бок Решение. Проведём прямую Н 1 Н 2 ^ АВ, Н 1 Н 2 ^ CD. Тогда ОН 1 ^ АВ, ОН 2 ^ CD и ОН 1 = ОН 2. По теореме о трёх перпендикулярах РН 1 ^ АВ, РН 2 ^ CD Þ РН 1 и РН 2 – высоты боковых граней РАВ и РСD. Н 1 Н 2 – высота параллелограмма ABCD, SАВСD = АВ × Н 1 Н 2 Þ Н 1 Н 2 = SАВСD / АВ =360: 20=18 (см) ОН 1 = ОН 2 = 9 см. |
По теореме Пифагора: РН 12 = РО 2 + ОН 12 = 122 + 92 = 144 + 81 = 225 Þ РН 1 = 15 см.
|
|
РН 1 = РН 2.
Аналогично находим высоты РН 3 и РН 4 , граней РВС и РАD. РН 3 = РН 4 = 13 см.
S бок = 1/2 АВ × РН 1 + 1/2 ВС × РН 3 + 1/2 CD × РН 2 +1/2 АD × РН 4 = 1/2 × 20 ×15 + 1/2 × 36×13 + 1/2 × 20 ×15 + 1/2 × 36×13 = 768 (см2).
Ответ: 768 см2.
2. Основание пирамиды – прямоугольник со сторонами 6 и 8 см, углы между боковыми рёбрами пирамиды и плоскостью основания – 60º. Найдите: а) высоту пирамиды;
б) боковые рёбра; в)высоты боковых граней; г) двугранные углы при основании пирамиды.
Решение.
Пусть SABCD – пирамида, прямоугольник ABCD – основание, AB = 6 см, AD = 8 см, Ð SBO = 60º. Найдём а) SO; б) SB; в) SK, SN; г) Ð SKO, Ð SNO. а) Т.к. SO ⊥ (ABC), BO Ì (ABC), то ∆ SOB – прямоугольный. Из него tg Ð B = Þ SO = BO tg Ð B. По свойству диагоналей прямоугольника: 2 ( + ) = 2 , DB = 10см, BO = DB, BO = 5 см, SO = 5tg60º = 5 (см); |
б) Из D SOB – прямоугольного: sinÐ B = Þ SB = ;
SB = = × 2 = 10 (см);
в) DN = DC = 3 см, из ∆ SND – прямоугольного по т.Пифагора: SN 2 = SD 2 – DN 2,
SN 2 = 100 – 9 = 91, SN = . KD = AD = 4 см.
Из ∆ SKD – прямоугольного по т.Пифагора: SK 2 = SD 2 – KD 2, SK 2 = 100 – 16 = 84,
SK = = 2 (см)
г) OK ║ DC, OK = DC = 3см.
Из ∆ SOK – прямоугольного: tg Ð K = Þ tgÐ SKO , Ð SKO =arctg ().
Из D SON – прямоугольного: tg Ð SON = SO / NO, NO = BC = 4 см, tg Ð SON = Þ
|
|
Ð SON = arctg ().
Ответ: а) см; б) 10 см; в) 2 см, см; г) arctg (), arctg ().
Домашнее задание: решить задачу № 248 стр.73.
ФОТОГРАФИРУЕМ И ОТСЫЛАЕМ ЕЛЕНЕ АНАТОЛЬЕВНЕ
ВСЕ ВЫПОЛНЕННЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ И КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ!!!!!!!
Урок № 33
Тема: Правильная пирамида.
Цель:
Учебная: ознакомиться с понятиями правильной пирамиды, её элементами и сечениями.
Развивающая: развивать математическое мышление, графические навыки, пространственное воображение.
Воспитательная: воспитывать у обучающихся устойчивый интерес к изучению математики; математическую культуру.
Материалы урока:
Литература: Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов [и др.] – М.: Просвещение, 2013.
Изучить теоретический материал стр. 69-70.
Пишем в конспектах:!!! РИСУЕМ ПРАВИЛЬНО, НЕ МЕНЕЕ 5 СМ!
Пирамида называется правильной, если её основанием является правильный многоугольник, а основание высоты совпадает с центром этого многоугольника.
Осью правильной пирамиды называется прямая, содержащая её высоту.
Высота боковой грани правильной пирамиды называется апофемой.
Боковая поверхность правильной пирамиды равна произведению полупериметра основания на высоту.
| SABCD – правильная четырёхугольная пирамида, основание ABCD – квадрат, точка S – вершина пирамиды, ∆ DSC – равнобедренный – боковая грань, SA = SB = SC = SD – боковые рёбра, SO – высота (ось), SO ⊥ (ABC), точка O – центр вписанной и описанной окружности квадрата ABCD, SК – апофема, SК ⊥ CD, ∆ ВSD = ∆ АSС – равнобедренные – диагональные сечения. |
Правильная пирамида:
1) основание – любой правильный многоугольник;
2) вершина – любая точка, не принадлежащая плоскости основания – проектируется в центр основания;
3) боковые рёбра равны и одинаково наклонены к плоскости основания;
4) боковые грани – равнобедренные треугольники, которые одинаково наклонены к плоскости основания, т.е. двугранные углы при основании равны;
5) высота – перпендикуляр, опущенный из вершины на плоскость основания, ось пирамиды содержит высоту;
6) S бок= , где p – периметр основания, l – апофема;
7) S полн = S бок + S осн;
Домашнее задание: выучить материал о правильной пирамиде.
Самостоятельная учебная работа:
Подготовить материал для написания реферата на тему: «Многогранники в моей профессии».
ФОТОГРАФИРУЕМ И ОТСЫЛАЕМ ЕЛЕНЕ АНАТОЛЬЕВНЕ
ВСЕ ВЫПОЛНЕННЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ И КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ!!!!!!!