Практическое занятие № 3. Лирическая трилогия А. Блока. Практические занятия на выбор студентов. Творчество А

Практическое занятие № 3

Лирическая трилогия А. Блока

 

1. Композиция лирической трилогии А. Блока: идея пути.

2. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме»: воплощение соловьёвского мифа.

3. Категория стихии и сферы её воплощения во II томе лирической трилогии.

4. Образ «страшного мира» в III томе лирической трилогии.

5. Тема России в цикле «Родина».

 

Литература:

1. Пайман А. Ангел и камень. Жизнь Александра Блока. Кн. 1, 2. М., 2005.

2. Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. СПб., 1999.

3. Колобаева Л.А. Русский символизм. М., 2000.

 

Практические занятия на выбор студентов

Творчество А. Куприна

1. Личность и судьба А. Куприна.

2. Ранняя проза: проблематика, типология героев; концепция естественного человека.

3. Повесть «Поединок»: изображение армейской среды; духовный путь Ромашова; философия Назанского и проблема авторской позиции.

Дополнительное задание. Сравните «Поединок» с повестью Е. Замятина «На куличках». Чем объяснить разницу в истолковании и разрешении конфликта, сближающего произведения?

4. Особенности психологизма в рассказе «Штабс-капитан Рыбников».

5. Концепция любви («Суламифь», «Гранатовый браслет» и др.).

 

Литература:

1. Чуковский К. Современники. М., 1963.

2. Крутикова Л.В. А.И. Куприн. Л., 1971.

3. Бабичева Ю.В. А. Куприн // История русской литературы. В 4-х томах. М.: Наука, 1983. Т.4.

4. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской прозе конца ХIХ–начала ХХ века. М., 1982.

5. Дьякова Е.А. Александр Куприн // Русская литература рубежа веков. 1890–начало 1920-х годов. М., 2001. Кн. I.

Человек и рок в творчестве Л. Андреева

 

1. Эстетика Л. Андреева. Проблема творческого метода писателя: реализм, экспрессионизм, неореализм?

2. Проблема отчуждения личности («Жили-были», «Большой шлем», «Жизнь Василия Фивейского» и др.). Концепты разума и веры как внутренних опор человека.

3. Переосмысление евангельского сюжета в повести «Иуда Искариот».

4. Тема смерти («Губернатор», «Рассказ о семи повешенных» и др.). Проблемы этики и психологии революции в рассказе «Тьма»: сущность конфликта, категории героизма, жертвенности, крушение революционной идеологии, образ-символ «тьмы».

5. Л. Андреев-драматург.

Дополнительное задание.

Сравните рассказы «Мысль» Л.Н. Андрееваи «Петлистые уши» И.А. Бунина.

Чем мотивируется преступление в каждом из произведений? В чем сходство и расхождения позиций героев с идеологией Раскольникова?

Каковы особенности повествования и как они соотносятся с концепциями рассказов?

Можно ли говорить об авторском нейтралитете в том и другом рассказе?

 

Литература:

1. Московкина И.И. Между «Pro» и «Contra»: координаты художественного мира Л.Андреева. Харьков, 2005.

2. Иезуитова Л.А. Творчество Л. Андреева: 1892–1906. Л., 1976.

3. Беззубов В.И. Л. Андреев и русская реалистическая традиция. Таллин, 1984.

4. Заманская В. В. Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века. Диалоги на границе столетий: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2002.

5. Русская литература рубежа веков. 1890–начало 1920-х годов. М., 2001. Кн. I.

6. Дэвис Р. Леонид Андреев // История русской литературы: ХХ век: Серебряный век. М.: Издательская группа «Прогресс»: «Литера», 1995.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: