Музейный праздничный артефакт

Музейный праздничный артефакт актуализирует архетипический пласт, обобщает архетипическую семантику, образы и формы. В форме музейного праздника происходит «сверка», «примерка», «подгонка», выбор и смена архетипических приоритетов, поиск нового архетипического равновесия [4, с. 623]. Идет «перезагрузка», определяются архетипические основания обновленной культурной картины мира, вырабатываются, кристаллизуются разумные основы новых форм социокультурной активности [там же]. В условиях современности возрастает роль тех естественных оснований человека, которые связаны со словом «традиция» и архаическими понятиями: «предки», земля» [7, с. 198].

Музеи занимают важное место в популяризации объектов нематериального культурного наследия, искусственном «оживлении» и развитии региональных традиций народной празднично-обрядовой культуры. Музейный праздник - важный способ восстановления и реконструкции традиционных праздников и обрядов. Посредством музейного праздника «духовные традиции народа, выраженные, прежде всего, в обрядовой сфере, приобретают музейное значение» [8, с. 97]. В музейной среде заключена возможность «взглянуть на мир по-новому, почувствовать относительность всего существующего и возможность совершенно иного миропорядка».

По мнению Е.В. Мавшенко, в музейной среде детального восстановления, полноценной реконструкции праздника или обряда достигнуть невозможно. Видоизменения неминуемы, так как нет совершенно полных источников их отображения, фактически свидетельствующих, какими они были в ту или иную эпоху [8]. Поэтому при их перемещении в современность новая трактовка элементов неизбежна. Модернизация, знаково-символическая адаптация, замена сакрального смысла поэтическим переживанием и другие модификации подчиняются закону фольклоризма. «Изменяется и форма обряда вследствие подмены его атрибутивных компонентов на современные: рождается новая подоплека обряда, новая символика, современные атрибуты, нетрадиционное ряженье, новые песни и пр.» [10, с. 117]. 

В ходе реконструкции элементы народной празднично-обрядовой культуры, вырванные из традиционного контекста, не являются настоящими копиями аутентичной традиции и «приобретают новый семиотический статус» [5, с. 196]. Работникам музеев необходимо стремиться к ее воспроизведению в максимально приближенном к аутентичному варианту. Только в этом случае традиции и обычаи смогут развиваться и оказывать воздействие «на социокультурную ситуацию, участвовать в формировании национального и этнического сознания …» [10, с. 103].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: