Праздник в музее как тенденция современности

 

Белозерова В.В. - доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений ОГИК

 

Социально-экономические перемены современного общества требуют качественного изменения профессиональной подготовки специалистов сферы культуры и искусства. Социальная миссия современных вузов – сохранение и экспонирование достоверных, первичных источников познания истории и культуры. Опираясь на национальные культурные ценности, музеи играют важную роль в формировании исторической памяти и гражданских качеств личности, могут воссоздать исторические реалии, приобщить молодежь к ожившей истории, вызвать чувство сопричастности значимым событиям.

Роль музеев в современной России существенно меняется: их понимание как выставочного пространства музейных предметов постепенно исчезает. Все чаще музеи включают в свою деятельность комплексные программы для разных целевых аудиторий, стремятся взять на себя роль института культуры, отвечающего за идентификацию и самоидентификацию современного человека, дают понять, что ценности, которые в них находятся, эффективны и в сегодняшней реальности. Новые формы их деятельности реализуются в программах интерактивного событийного туризма. В музейной практике очевидна тенденция к праздничности и зрелищности мероприятий. Вместе с тем, исследователи выделяют актуализацию нереализованного социокультурного потенциала музейного праздника как важной структурно-типологической единицы культуры и зрелищности, доминантного принципа самовыражения [16, с. 123].

Несмотря на генетическую архаичность, праздник - актуальный социокультурный институт, эффективный инструмент реконструкции и стабилизации культуры современного общества, «комплексная форма культурно-образовательной деятельности музеев, основанная на различных приемах активизации музейной аудитории, усиливающих эмоциональное воздействие: театрализации, игре, применении особой атрибутики, ритуалов…» [14, с. 109]. По мнению Т.Ю. Юреневой, в музейном празднике единой темой объединены элементы экскурсии, творческого вечера, театрализованного представления и пр. [17, с. 485]. Он направлен на создание определенного эмоционального состояния человека, растворяющегося в коллективном чувстве [7], способствует консолидации общности, преодолению отчуждения, формированию исторического сознания, личной идентичности, коллективности и социальной солидарности. Музейный праздник - форма и средство социального общения, это коммуникация и модификация хронотопа (в его границах существенно изменяется представление человека о пространстве и времени).

75 Сегодня общественное сознание испытывает потребность в переосмыслении архетипической иерархии, в выборе новых приоритетов. Музейные праздники заполняют нишу исчезнувших советских праздников, при этом возрождается более ранний, иногда древний слой праздников, передающих важные для всех времен архетипические образы. Опирающиеся на традиционную культуру, музейные праздники выступают своеобразным их «хранилищем».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: