Вопросы по экзаменационным билетам. Лингвистика и русский язык

 

Билет 1

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

 

1. Дайте определения следующим понятиям: русский язык, национальный язык, литературный язык.

2. Запишите 5 признаков международного языка.

3. Кто такие мастера слова, как они повлияли на язык?

4. Назовите 10 мастеров слова (фамилия, имя, отчество).

5. Назовите 5 основных сфер функционирования русского языка.

6. Назовите две разновидности литературного языка.

7. Перечислите международные языки (6).

8. Что включает в себя национальный язык?

9. Что такое норма языка?

10. Что такое язык, для чего он служит?

 

Билет 2

Лингвистика как наука о языке. Разделы лингвистики. Основные лингвистические словари.

 

1. Какой раздел тесно связан с фонетикой? Почему?

2. Какому разделу принадлежат основные единицы звук и слог?

3. Назовите 10 лингвистических словарей.

4. Назовите авторов 5 словарей и их творения.

5. Перечислите 10 разделов лингвистики.

6. Что описывает этимологический словарь, приведите 3 примера словарных статей.

7. Что такое «Фразеологический словарь», приведите пример словарной статьи.

8. Что такое лингвистика, от какого слова происходит этот термин?

9. Что такое орфоэпия?

10. Что такое энциклопедия?

 

Билет 3

Выдающиеся учёные – русисты

 

1. Как зовут учёного, который посвятил 50 лет своей жизни созданию уникального словаря. Запишите название словаря.

2. Какие словари создал Д.Н.Ушаков? Чему он придавал огромное значение?

3. Какое наследие оставил нам В.И.Даль? Как он толкует значения слов?

4. Кто из лингвистов был морским офицером, врачом и этнографом, а также писал под псевдонимом Казак Луганский?

5. Кто первым разработал научную классификацию частей речи?

6. Кто посвятил свою жизнь изучению проблемы происхождения восточнославянских языков и по его трудам был издан «Синтаксис русского языка»?

7. Кто разделил язык на три стиля? Перечислите и охарактеризуйте эти стили.

8. Кто создал 4-х томный труд «Из записок по русской грамматике»? Как автор рассматривал язык в своей работе?

9. Кто стал основоположником славянской филологии и создал «Русскую грамматику»? Какие вопросы он там рассмотрел?

10. Назовите 10 учёных – русистов, корифеев в области лингвистики (фамилия, имя, отчество полностью)

 

 

ВОПРОСЫ ПО ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ

 

 

Билет 4

Фразеологизм, его признаки. Фразеологические обороты.

Крылатые выражения.

 

1. Дайте определения следующим фразеологизмам: ахиллесова пята, реветь белугой, задеть за живое, душа не лежит, играть на нервах, семь пятниц на неделе, висеть в воздухе, навострил уши, вылететь в трубу, слово в слово, ставить точку в споре.

2. Какие словари содержат пословицы и поговорки? Напишите авторов и названия.

3. Какие три типа фразеологизмов выделяет академик В.В. Виноградов?

4. Назовите 10 фразеологизмов с их значениями.

5. Назовите 5 фразеологических словарей и их авторов.

6. Назовите источники возникновения фразеологизмов.

7. Приведите 5 примеров крылатых выражений.

8. Чем отличаются фразеологизмы от крылатых выражений?

9. Что такое фразеологизм? Для чего они служат в языке? Почему возникают трудности перевода фразеологизмов на другие языки?

10. Что такое фразеологизмы иноязычного происхождения? Приведите 5 примеров.

 

 

Билет 5 

Особенности текстов разных типов: повествование, описание, рассуждение.

 

1. В какой форме выступают глаголы в описании?

2. В чём заключается выразительная и изобразительная сила повествования?

3. Какие три составные всегда есть в рассуждении?

4. Напишите три основных типа текста.

5. С чем можно сравнить описание?

6. Чем описание отличается от повествования?

7. Чем рассуждение отличается от повествования и описания?

8. Что такое описание?

9. Что такое полное рассуждение?

10. Что такое рассуждение?

 

 

Билет 6

Функциональные стили речи (научный)

 

 

1. Для чего в научных текстах применяется абстрактная лексика?

2. Как в научном тексте проявляется диалогичность?

3. Как достигается ясность (точность) научного текста?

4. Как соблюдается последовательность в научных текстах?

5. Назовите 10 первичных жанров научной прозы, назовите 5 вторичных жанров,

 что происходит при подготовке вторичных текстов?

6. Назовите 5 языковых особенностей научного стиля.

7. Перечислите 6 особенностей научного стиля.

8. Что такое аргументированность научной речи?

9. Что такое логичность научного текста?

10. Что такое научный стиль, какие особенности ему присущи?

 

 

ВОПРОСЫ ПО ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ

 

 

Билет 7

Функциональные стили речи (официально – деловой)

 

1. Запишите 5 языковых особенностей стиля, приведите примеры.

2. Какой стиль называют официально – деловым?

3. Назовите три подстиля официально-делового стиля, охарактеризуйте их.

4. Напишите 5 функций официально-делового стиля.

5. Перечислите 10 основных черт официально – делового стиля.

6. Перечислите 15 жанров официально-делового стиля.

7. Что охватывает сфера деловых отношений?

8. Что писал Л.В. Щерба о «языке законов»?

9. Что такое «безличность высказывания»? Как она проявляется?

10. Что такое этикетная, комплиментарная лексика, приведите примеры.

 

 

Билет 8

Функциональные

стили речи (разговорный)

 

1. В чём особенность произношения в разговорном стиле? Приведите примеры.

2. Как проявляется разговорный стиль на синтаксическом уровне?

3. Какие окраски существуют в разговорной речи? Приведите 4 примера.

4. Какие особенности проявляются в словообразовании разговорного стиля? Приведите по 3 примера удвоений, суффиксов с различными оттенками, глаголов.

5. Назовите 3 особых условия функционирования разговорного стиля

6. Назовите 7 общих признаков, которые формируют стиль.

7. Перечислите 6 языковых особенностей разговорного стиля.

8. Почему активно употребляются фразеологические единицы? Приведите 3 примера.

9. Что понимают под разговорным стилем? Почему его называют разговорно – обиходным или бытовым?

10. Что сопровождает проявления разговорной речи?

 

 

Билет 9 

Функциональные стили речи (публицистический)

 

1. Для чего служит публицистический стиль?

2. Запишите 6 функций газеты.

3. Какие три группы жанров выделяют? Приведите примеры к каждой группе.

4. Какой окраской обладает оценочная лексика?

5. Какую сферу обслуживает публицистический стиль?

6. Назовите 8 особенностей публицистического стиля.

7. Назовите 8 языковых особенности публицистического стиля.

8. Перечислите 3 задачи публицистического стиля.

9. Что такое газета? Как проявляются массовый характер коммуникации и рекламность?

10. Что такое стандарт в публицистическом стиле? Для чего он?

 

 

ВОПРОСЫ ПО ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ

 

Билет 10

Функциональные стили речи (художественный)

 

1. Какие выразительные средства используют в художественном стиле, назовите их, приведите 5 примеров.

2. Назовите 4 черты художественного стиля.

3. Назовите 6 тропов, приведите по 2 примера.

4. Назовите главную цель и задачи художественного стиля.

5. Назовите и охарактеризуйте 3 жанра драмы.

6. Назовите и охарактеризуйте 3 функции художественного стиля.

7. Назовите и охарактеризуйте 4 жанра лирики.

8. Назовите и охарактеризуйте 4 жанра эпоса.

9. Перечислите 8 основных синтаксических средств.

10. Приведите по 2 примера анафоры, эпифоры, эллипса, инверсии.

 

 

Билет 11

Слово в лексической системе языка (омонимы, синонимы, анонимы, паронимы, их употребление)

 

1. Напишите 6 признаков слова, которые отличают его от других языковых единиц.

2. Приведите по 3 примера метафоры, метонимии, синекдохи.

3. Что такое антонимы? Приведите 3 примера антонимической пары.

4. Что такое лексическое значение слова? Приведите 3 примера. В каком словаре фиксируется лексическое значение слова?

5. Что такое многозначное слово? Приведите 4 примера.

6. Что такое омонимы? Охарактеризуйте и приведите по 3 примера омофонов, омоформов, омографов.

7. Что такое паронимы? Приведите 4 примера

8. Что такое прямое и переносное значение слова? Приведите 3 примера (словосочетания).

9. Что такое синонимы? Приведите примеры 2 синонимических рядов.

10. Что такое слово?

 

 

Билет 12

Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы.

 

1. Какие две основные группы слов различаются в пассивном запасе?

2. Какие слова относятся к активному словарному запасу? Приведите 4 примера.

3. Приведите по 4 примера профессионализмов, диалектизмов, жаргонизмов, терминов.

4. Чем архаизмы отличаются от историзмов?

5. Что такое активный словарный запас, что в него входит? Приведите 3 примера

6. Что такое лексика ограниченного употребления?

7. Что такое неологизмы? Почему они появляются в языке? Приведите 5 примеров.

8. Что такое пассивный словарный запас, что в него входит? Приведите 3 примера.

9. Что такое словарный запас, как происходит его изменение?

10. Что такое устаревшие слова? На какие 2 группы они делятся? Охарактеризуйте, приведите по 3 примера.

 

ВОПРОСЫ ПО ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ

 

Билет 13

Исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы.

 

1. Белинский В. говорил: «Охота пестрить речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания, противна здравому смыслу и здравому вкусу». Что он имел в виду?

2. Какие два основных пласта можно выделить в словарном составе языка в зависимости от их происхождения?

3. Назовите 6 отличительных черт старославянизмов.

4. Назовите и охарактеризуйте три группы исконно русских слов.

5. Приведите примеры слов, заимствованных из греческого языка (10).

6. Приведите примеры слов, заимствованных из латинского языка (8).

7. Приведите примеры слов, пришедших в наш язык во времена реформ Петра I (10).

8. С какой целью заимствованные слова появляются в нашей жизни?

9. Что такое заимствованные слова? В результате чего происходит заимствование??

10. Что такое старославянизмы?

 

 

Билет 14

Именные части речи, их общие и отличительные признаки.

 

1. Назовите и охарактеризуйте 4 группы существительных в зависимости от лексического значения, приведите по 4 примера.

2. Определите, к какому роду и склонению относятся следующие существительные: мама, дом, облако, шампунь, окунь, лето, стыд, лень, олень, преподаватель, врач, треска, зелень, кот, котик, шоссе, кофе, МИД, ООН, РАН, салями.

3. Перечислите 9 разрядов местоимений, приведите по 2 примера на каждый разряд.

4. Приведите по 3 примера качественных, относительных и притяжательных прилагательных.

5. Приведите по 3 примера простых, сложных, составных, порядковых и количественных числительных.

6. Чем отличаются имена нарицательные и имена собственные, приведите по 3 примера.

7. Что такое именные части речи? Назовите их и науку, которая их изучает.

8. Что такое имя числительное? На какие вопросы отвечает?

9. Что такое прилагательное? На какие вопросы отвечает? Приведите 5 примеров.

10. Что такое существительное? Приведите 5 примеров.

 

Билет 15 

Глагол как часть речи и его неспрягаемые особые формы

(причастие и деепричастие)

 

1. Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

2. Назовите три наклонения глаголов, охарактеризуйте их, приведите по 5 примеров.

3. Образуйте деепричастия от глаголов: пробежать, выспаться, делать, погладить, сварить, списать, прыгать, думать, стучать, громыхать.

4. Образуйте причастия (страдательные и действительные) от глаголов: загадать, бежать, страдать, смывать, готовить, уплетать, лить, выпить, ворчать, кричать.

5. Чем отличаются глаголы совершенного и несовершенного вида, приведите по 3 примера.

6. Что такое возвратный глагол? Приведите 5 примеров.

7. Что такое глагол? Какие признаки он имеет? Приведите 5 примеров глаголов.

8. Что такое деепричастие? Приведите 5 примеров деепричастий.

9. Что такое инфинитив? Напишите инфинитив следующих глаголов: бежала, гуляет, спит, кричали, завывает.

10. Что такое причастие? На какие 2 группы делится? Приведите по 3 примера на каждую группу

 

ВОПРОСЫ ПО ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ

 

Билет 16

Наречие. Степени сравнения наречий. Морфологические и синтаксические признаки.

1. Как образуется простая сравнительная степень наречий?

2. Как образуется составная превосходная степень наречий?

3. Как образуется составная сравнительная степень наречия?

4. Какую функцию наречие выполняет в предложении? Составьте три предложения с наречиями места, времени, цели.

5. Назовите 6 групп, на которые делится наречие, назовите вопросы к этим группам, приведите по 3 примера.

6. Образуйте простую сравнительную степень наречий: тихо, близко, поздно, далеко, страшно, загадочно, громко.

7. Образуйте составную превосходную степень: долго, холодно, страшно, дружно, высоко, поздно, мило, правдиво

8. Образуйте составную сравнительную степень: странно, трудно, далеко, сильно, громко, близко.

9. Составьте и запишите словосочетания с наречиями: вовремя, чересчур, напролом, навынос, на виду, вполоборота, воистину, вприкуску, вкратце, кстати, второпях, вкрутую, вничью, начеку, напоказ, исподтишка, понарошку, вряд ли.

10. Что такое наречие, что оно обозначает? На какие вопросы отвечает?

 

 

Билет 17

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

1. Для чего служат предлоги? Приведите 5 примеров (запишите предлоги через запятую).

2. Отрицательные частицы НЕ и НИ, для чего они служат?

3.  Перечислите 8 разрядов подчинительных союзов с примерами.

4. Составьте 5 предложений с временными, целевыми, условными, сравнительными, изъяснительными союзами.

5. Составьте по три предложения с соединительными, противительными и разделительными союзами.

6. Что такое служебные части речи, чем они отличаются от самостоятельных частей речи?

7.  Что такое сочинительные союзы? На какие три группы они делятся? Приведите по три примера.

8. Что такое союзные слова, чем они выражены? В чём их основное отличие от союзов?

9. Что такое союзы? Чем отличаются от предлогов?

10. Что такое частицы? Что могут выражать модальные частицы?

 

 

Билет 18 

Словосочетание как единица синтаксиса. Типы связи слов в словосочетания.

1. Выпишите из предложений все словосочетания, определите вид связи: В не озаренном более лучами закатившегося солнца воздухе начинали густеть и разливаться холодные тени (7словосочетаний). Под лёгкими порывами знойного ветра море улыбалось голубому небу (4 словосочетания).

2. Из каких слов состоит словосочетание? Какая связь между словами в словосочетании?

3. Какие три типа подчинительной связи есть в словосочетаниях?

4. Почему словосочетание нельзя назвать самостоятельной синтаксической единицей?

5. Почему словосочетания делят на именные и глагольные?

6. Что не является словосочетанием?

7. Что такое примыкание? Приведите 5 примеров.

8. Что такое словосочетание? Как связаны слова в словосочетании?

9. Что такое согласование? Приведите 5 примеров.

10. Что такое управление? Приведите 5 примеров.

 

ВОПРОСЫ ПО ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ

Билет 19 

Простое предложение, его виды по цели высказывания. Восклицательные и невосклицательные. Полные и неполные предложения. Двусоставные и односоставные предложения.

1. Безличные предложения и обобщенно-личные предложения, приведите по 2 примера.

2. Какие предложения называют односоставными? Какие односоставные предложения выделяют, если главный член – сказуемое?

3. Какие три вида интонации являются важными для образования предложения? Приведите примеры.

4. Неопределенно-личные предложения. Охарактеризуйте их, приведите 3 примера.

5. Определенно-личные предложения. Охарактеризуйте их, приведите 3 примера.

6. Приведите 3 примера неполных предложений.

7. Приведите по 2 примера распространенных и нераспространенных предложений.

8. Что такое грамматическая основа предложения? Из чего она состоит?

9. Что такое логическое ударение? Приведите пример.

10. Что такое простое предложение? Приведите 3 примера.

Билет 20 

Второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство)

1. Запишите 4 предложения с дополнениями.

2. Запишите 4 предложения с обстоятельствами.

3. Запишите 4 предложения с определениями.

4. Как графически выделяются второстепенные члены?

5. Назовите второстепенные члены предложения.

6. Перечислите 7 групп (название и вопросы), на которые делится обстоятельство по своему значению.

7. Разберите предложение: «Недалеко от моего родного города на большом зелёном холме одиноко стоял очень высокий деревянный дом с огромными сияющими окнами, с голубыми ставнями и резными рамами, которые были покрашены ослепительно – белой краской».

8. Что такое дополнение? На какие вопросы отвечает? Что такое вопросы косвенных падежей?

9. Что такое обстоятельство?

10. Что такое определение? На какие вопросы отвечает?

 

Билет 21

Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения

 

В дорогу были куплены продукты хлеб крекеры фрукты. Ребятишки играли бегали кричали резвились как говорила бабушка. Нигде ни дома ни на работе я не могла отвлечься от этих мыслей.

1. Как ставятся знаки препинания при обобщающих словах? (по 2 примера на каждый из 3 вариантов)

2. На какой вопрос отвечает обобщающее слово?

3. Назовите средства выражения однородности? (2)

4. Напишите 3 примера предложений, в которых после обобщающих слов стоят пояснительные союзы а именно, то есть, как то.

5. Напишите 3 примера предложений, в которых после однородных членов перед обобщающим словом употребляются вводные слова «одним словом», «словом».

6. Напишите предложения с обобщающими словами, которые стоят в предложении перед однородными членами и после них (по 3 примера).

7. Расставьте знаки препинания в предложениях, подчеркните одной чертой обобщающие слова:

8. Что не является однородными членами?

9. Что такое обобщающие слова?

10. Что такое однородные члены предложения? Приведите примеры с однородными сказуемыми, подлежащими, определениями, дополнениями, обстоятельствами(5)

ВОПРОСЫ ПО ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ

 

Билет 22

Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями

1. Где может стоять обращение в предложении? Приведите примеры одного предложения с различным расположением обращения.

2. Для чего обращение служит в письмах? (3)

3. Для чего служат вставные конструкции?(3)

4. Как выделяются вводные слова и предложения при произнесении и письме?

5. Приведите примеры предложений с вводными словами по одному из каждой группы (12).

6. Приведите примеры предложений с обращениями, выраженными неодушевленными существительными. (3)

7. Чем выражается обращение в предложении?

8. Что такое вводные слова? Для чего они служат?

9. Что такое обращение? Для чего оно служит?

10. Расставьте знаки препинания, подчеркните вставные конструкции одной чертой.

В жаркое летнее утро это было в конце июля разбудили нас ранее обыкновенного.

Поверьте совесть в том порукой супружество нам будет мукой.

Горесть его обыкновенно немая изливалась в горьких жалобах.

Нет вы или ты этого не должны знать!

 

 

Билет 23

Сложное предложение и его виды: союзные и бессоюзные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

1. Какие предложения называют сложноподчиненными? (3)

2. На какие две группы делятся союзные сложные предложения?

3. Напишите по два примера сложноподчиненных предложений на каждую группу подчинительных союзов (Причинные: потому что; оттого что; так как; в виду того что; благодаря тому что; вследствие того что; в связи с тем что и др.; Целевые: чтобы (чтоб); для того чтобы; с тем чтобы и др.; Временные: когда; лишь; лишь только; пока; едва и др.; Условные: если; если бы; раз; ли; как скоро и др.; Сравнительные: как; будто; словно; как будто; точно и др.; Изъяснительные: что; чтобы; как и др.; Уступительные: несмотря на то что; хотя; как ни и др.)

4. Приведите по 2 примера на каждый из 3 типов сложносочиненных предложений (см. таблицу)

5. Приведите примеры бессоюзных сложных предложений (5).

6. Что такое бессоюзные сложные предложения? Что является основным средством связи в БСП?

7. Что такое придаточное предложение? Чем оно отличается от главного? Где находится по отношению к главному предложению?

8. Что такое сложное предложение? На какие предложения делятся сложные?

9. Что такое сложносочиненные предложения?(3)

10. Разберите предложения, расставьте знаки препинания. Гости вошли в помещение и вскоре отовсюду зазвучала музыка.Сыро густо тенисто сад запущен. Мы еще не были знакомы когда оказались на этой вечеринке.Прозвенел звонок дети зашли в класс. Пассажир приехал на вокзал к полудню но поезд уже ушел. Мы почти ничего не услышали потому что на трибуне не работал микрофон. Собака лает караван идет. Солнце садилось ветер все крепчал закат разгорался пурпуром.

 

 

Билет 24

Чужая речь и основные способы ее передачи

 

1. Как оформляется диалог? Приведите 2 разных примера оформления.

2. Назовите три основных способа передачи чужой речи.

3. Назовите характерные особенности прямой речи (5)

4. Что такая цитата? Приведите по 3 примера полных и неполных цитат.

5. Что такое авторские слова? Что они характеризуют в предложении?

6. Что такое диалог? Что такое реплика?

7. Что такое косвенная речь? Приведите 5 примеров. Что такое косвенный вопрос, как он оформляется в предложении?(3)

8. Что такое несобственно-прямая речь? Приведите 5 примеров.

9. Что такое прямая речь? Что она сохраняет?

10. Составьте предложения по следующим схемам:

1)А: «П». 2) А: «П?(!)» 3) «П», - а. 4) «П?(!)» - а. 5) «П, - а, - п».

6) «П, - а. - П».7) «П, - а. - П?(!)» 8) «П?(!) - а. - П». - а.

 

Билет 25

 Текст как речевое произведение, основные признаки текста

 

1. Назовите основные средства грамматической связи предложений в тексте.

2. Назовите признаки текста, охарактеризуйте их (7).

3.  Назовите тексты, состоящие из 1-2 предложений (4). Приведите примеры.

4. Напишите точное определение текста.

5. Чем связана структура текста (4).

6. Что такое идея?

7. Что такое композиция?

8. Что такое сюжет? Какие сюжеты существуют?

9. Что такое текст в узком понимании?

10. Что такое тема? Какой она может быть? Сколько тем может быть в одном произведении?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: