Творчество учителя и учащихся на уроке

Одной из основных целевых установок современного российского образования является формирование установки на творчество. Лишь та личность может преуспевать, полноценно жить и действовать в современном мире, который умеет самостоятельно отойти от стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать свой собственный самостоятельный выбор. Так одной из социально значимых задач современного образования является развитие творческой личности учителя в процессе его профессионального становления, предпосылкой чего становится развитие творческого потенциала школьников.

В настоящее время важными становятся вопросы развития творческого потенциала учащихся в учебном процессе. Творческий потенциал личности является одним из ключевых понятий педагогики для понимания личности как целостной системы в связи с ее развитием и наиболее полным раскрытием ее сущностных внутренних сил. В связи с постоянными преобразованиями школьного образования обращение к проблеме творчества является актуальным и своевременным.

В философском понимании «творчество есть активное взаимодействие субъекта с объектом, в ходе которого субъект целенаправленно изменяет окружающий мир, создает новое, социально значимое в соответствии с требованиями объективных закономерностей». Аристотель первым произвел разделениии философии на теоретическую, практическую и творческую, полагая, что творческая философия с помощью риторики и поэтики позволяет понять существо самого человека, сделать его понятным другим и самому себе. В средневековой философии взгляд на проблему творчества связан с пониманием Бога как личности, свободно творящей мир. Человек создаёт новый мир, красоту а, следовательно, творит самое высокое, что есть в мире, – самого себя. Русский философ Н.А. Бердяев основной аспект творчества видел как прибавление, создание нового.

Им классифицируется в творчестве два этапа:

– интуиция, «внутреннее познание», человек свободен, это познание внутри себя;

– реализация продуктов творчества – мастерство, искусство. На этом этапе человек связан с окружающим миром, зависит от других людей. В результате творчества получаются «охлажденные продукты культуры»: культурные ценности, книги, картины, учреждения, добрые дела.

На современном этапе развития науки проблема творчества стала междисциплинарной.. Так или иначе, творчество – всегда развитие самого субъекта деятельности, его самосознания, чувств, способностей и оценок. Применительно к деятельности педагогов именно это субъективное творчество оказывается на переднем плане. Творческая деятельность – это особый вид человеческой деятельности. Деятельность является творческой, когда её субъект открывает новый способ решения творческой задачи. На основе анализа психолого-педагогической литературы и современного состояния профессионального педагогического образования можно выделить следующие особенности педагогического творчества:

 - это, прежде всего, процесс преобразования человеком человека, творение человека через пробуждение его внутренних сущностных сил, это мера творческой самореализации личности;

- это – всегда сотворчество: оно тесно связано, сопряжено как с творчеством каждого учителя, так и с творчеством педагогического коллектива;

- умение управлять своими психическими состояниями, ориентациями и импровизациями;

- самостоятельность от целеполагания до оценки результатов;

 - временные стрессы в общей структуре творческого процесса педагога;

- специфичность результата педагогического творчества;

- сочетание, органическое единство педагогических целей и морально-этических установок педагога. 

В современном образовательном учреждении все большую актуальность приобретает проблема роли творчества педагога. В образовательном и воспитательном процессах главным двигателем является творческая энергия учащегося, которую педагог призывает к действию и направляет в русло гармоничных отношений учащегося с самим собой и другими, с окружающей реальностью. А начинается это с творчества учителя. Выделяют три сферы творческой деятельности учителя:

- методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).

- коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией).

- творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразовании).

Педагог, который способен к саморазвитию может легко приспособиться к изменениям и инновациям в окружающем мире, применять новые знания и технологии, необходимые для осуществления педагогической деятельности. Неотъемлемый компонент личности современного педагога − это творчество.

Тема сотворчества звучит сегодня всё более актуально из - за снижения интереса учеников к учёбе. Традиционные методы и приемы, существующие на данном этапе образования, не позволяют учащимся, да и учителям, в полной мере проявить себя, раскрыть свои способности и таланты. Общение учителя с учениками − это сотрудничество, которое создаёт зоны ближайшего развития личности, её индивидуальные качества, потребности и мировосприятие. А эффективность этого общения, его влияние, оказываемое на ученика, зависит от выбранного учителем стиля общения.

Стиль педагогического общения − это некоторый набор типичных требований и приемов обучающего и воспитательного характера, в которых заключены ожидаемые результаты ответного поведения обучающихся. Одна из самых распространенных типологий, выделяющая три стиля руководства учителя - авторитарный, демократический, либеральный. Процесс обучения превращается в сотворчество лишь тогда, когда основывается на взаимоуважении учителя и учеников, понимании их потребностей и интересов, на умении правильно оценивать ситуации и выбирать подходящий тип общения.

Принцип сотворчества педагога и ученика (студента) реализуется на основе следующих правил:

- педагог должен постоянно работать над собой, заниматься саморазвитием творческих способностей, речевой культуры;

- сотворчество требует доверительного, демократического, творческого стиля общения;

- педагог должен совместно с учащимися искать резервы качества проведения внеклассных занятий и мероприятий.

Влияние личности педагога в процессе сотворчества обусловлено живыми, эмоциональными связями, которые возникают между преподавателем и студентами, органичностью, естественностью в использовании разнообразных средств, когда выбор средства, его характер диктуется конкретной ситуацией. Педагогу необходимо уметь тонко «прикоснуться» к личности ребенка.

Методика преподавания всякого учебного предмета − это педагогическая наука, являющаяся частной теорией обучения или частной дидактикой. Методика интерактивного обучения является одной из наук. Динамическое развитие страны требует от школы формирования личности активной, организованной, стремящейся к постоянному самообразованию и совершенствованию, с творческие, креативным подходом к любому делу. Важнейшим условием развития методики активного обучения является её дальнейшее усовершенствование, изучение школьного опыта.

Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

На одно из первых мест выступает техника проведения урока, удачный выбор формы организации учебной деятельности в рамках урока:

- урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению;

- по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетая различные методы и приёмы обучения;

 - особое место на уроке занимают игры, которые снимают усталость и напряжение, дают возможность детям сменить форму деятельности;

- главная цель каждой игры – помочь понять и закрепить материал урока.  

Основная задача педагогов сегодня: «вовлечь обучающихся в такую форму деятельности, где бы они были погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли». Немаловажную роль для успешной реализации проекта играет грамотная и квалифицированная организация работы руководителя проекта. В современной школе учебный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся партнеров, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Учебное проектирование способствует повышению качества учебного процесса. Ребята ищут дополнительные источники информации, самостоятельно работают с их содержанием, обмениваются информацией, анализируют найденный материал, учатся оценивать качество информации, выбирать в ней главное и наиболее интересное, тренируются в кратком изложении объемного материала, в его оформлении с использованием самых современных средств (в том числе и компьютера).

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-2 уроками или 1-2 неделями в режиме урочных и внеурочных занятий. Кроме того, важно ставить вместе со школьниками и учебные цели по овладению приемами проектирования учебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы:

- Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта?

- Каким образом вы сможете приобрести данные умения?

- Где впоследствии вы можете применять такие умения?

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с учениками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, опросы, интервью. Если выполнение проекта проходит в режиме внеклассных занятий, то можно привлечь родителей. При этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, а помогали советом.

Особого выполнения в школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация проекта и его самооценка. Оценить процесс проектирования учащимся помогут следующие вопросы:

 Правильно ли сформулировали задачу?

 Соответствовало ваше исследование поставленным целям?

 Насколько хорошо вы использовали время?

 Что могло быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?

Защита проекта, как правило, осуществляется в форме выставки тех изделий, которые ученики создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о проекте.

План выступления школьника может быть таким:

1. Почему мы начали разрабатывать именно этот проект?

2. Какие были предварительные исследования? Что они выявили?

3. Какая основная идея проекта?

4. Кто тебе помогал?

5. Как оценили твой проект твои товарищи, родители?

6. По каким этапам выполнялся проект?

7. Как улучшить проект?

Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов, можно отметить дипломами, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть чаепитие, пикник, поход в театр, музей и т.д. Наиболее эффективно проектная деятельность школьников реализуется во внеклассной и во внеурочной деятельности.

Для обоснования и подтверждения теоретических положений, представленных в данной работе, был изучен опыт работы учителя МОУ «Гимназия №2» Спиридоновой Юлии Станиславовны. Применение творческого подхода на уроках русского языка способствует развитию компетенций, связанных, в частности, с коммуникативными возможностями языка, свободным изложением мысли в соответствии с этическими нормами, с расширением словарного запаса, с освоением ключевых лингвистических понятий и их применением в различных видах деятельности, повышением грамотности, стремлением к самосовершенствованию, самостоятельности.

Учитель Спиридонова Юлия Станиславовна МОУ «Гимназии №2» на своих уроках как можно больше времени отводит развитию творческих способностей обучающихся. Для этого она использует специальные методические приемы. Это, конечно же, уроки развития речи и творчества, посвященные написанию сочинений, изложений.

Опыт показывает, что написание сочинения вызывает затруднения у учащихся. Можно применять разные подходы, но главное давать обучающимся свободу творчества. Например, учитель предлагает учащимся посмотреть на репродукцию картины С. Григорьева «Вратарь» и написать о том, что они увидели. После проделанной работы появляются разнообразные индивидуальные варианты основной части сочинения, а начало и вывод можно написать совместно.

При написании изложения возникает трудность, связанная с тем, что школьники не могли запомнить основную мысль. Значит, нужно учащимся работать над умением определять опорные слова в тексте. 

Учитель проводит постоянную работу со словарными словами для увеличения словарного запаса учащихся, а также развития орфографической грамотности.     Для этого школьникам предлагается нарисовать небольшие иллюстрации к словам, такая работа способствует их запоминанию.

Например, словарное слово ГЕНЕРАЛ – рисуют генерала с большими буквами Е на погонах. В 5 классах работа ведётся с лингвистическими угадайками. Например, дается стихотворение, нужно отгадать загадку:

Мой первый слог тягуч и сладок,

Второй – частица,

Вместе – зверь,

Живет в лесу, на ульи падок,

Ну, угадал его теперь? (медведь)

После правильного ответа идёт работа над орфограммой в этом слове.

В завершении своего доклада, я хотела бы сказать, что творческий учитель, находясь в рамках стандартов, должен создавать ситуацию радости от образования. Педагогическая творческая деятельность служит главным механизмом развития школы и самого учителя. Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование.

Залогом успешного сотворчества учителя и учеников является умелое сочетании стиля педагогического общения учителя и применении подходящей системы оценивания. Сегодня вся жизнь сводится к демократичному подходу, умению находить компромиссы в жизни, умению договариваться в любых ситуациях. При демократическом стиле педагогического общения формируется обратная рефлексия, т.е. педагог прислушивается к мнению учащихся, а они – к его мнению, происходит процесс постоянного взаимодействия. Процесс обучения превращается в сотворчество лишь тогда, когда основывается на взаимоуважении учителя и учеников, понимании их потребностей и интересов, на умении правильно оценивать ситуации и выбирать подходящий тип общения, что естественно при демократическом стиле педагогического общения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: