Комплекс игровых действий в режиме для ребенка младшего дошкольного возраста

 

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и занятий-то, что И.П. Павлов назвал внешним стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы. Степень морфофункциональной зрелости организма, определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие:

- сон;

- пребывание на открытом воздухе (прогулки);

- воспитательная и учебная деятельность;

- игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);

- самообслуживание, помощь семье;

- приемы пищи;

- личная гигиена.

 

Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья. В дошкольном периоде обязателен как ночной, так и дневной сон, независимо от того, посещает ребенок дошкольное образовательное учреждение, группу кратковременного пребывания или нет. Полноценный ночной сон важен и для дошкольников, и для школьников.

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5-12 часов, в 5-6 лет - 11, 5-12 часов (из них примерно 10-11 часов ночью и 1,5-2,5 часа днем). Для ночного сна отводится время с 9-9 часов 30 минут вечера до 7-7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15-15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно - это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня - это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Пребывание на открытом воздухе (прогулки) - наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенной оксигенацией крови, восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4-4,5 часов, а летом по возможности весь день. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже -20 °С скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы).

Был разработан режим дня для младшей группы на основе одного дня (см. в приложении 1)

 

Заключение

Таким образом, сделаем вывод, для дошкольника игра - ведущий вид деятельности. Для приобретения ребенком социальных навыков общения игры она имеет большую роль, взаимодействия со сверстниками в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей. Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового.

Список используемых источников

 

1. Гурин В.Е., Солопанова О.Ю. Основы умственного воспитания младших школьников в процессе обучения: восприятие, мышление, развитие. - Краснодар, 2001. - 23с.

2. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск: Нац. ин-т образования, 2012. - 184 с.

3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 304 с.

4. Спиваковская, А.С. Игра - это серьезно. - М.: Педагогика, 1981. - 144с.

5. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. М.: Просвещение, 1976. 96 с. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.gnpbu.ru /text /usova_rol-igry-v-vospitanii-detej_1976/go,2;fs,0/

 

 

Приложение 1

Режим дня представлен в таблице ниже (Таблица 1).

Таблица 1 – Режим дня для детей младшей группы на теплый период

Время в режиме дня Режимный момент Игра
7.00- 8.00  Прием детей. Самостоятельная игровая деятельность детей.
8.00- 8.15 Утренняя гимнастика (на воздухе) Подвижная игра «Бегите к маме»   На площадке обозначаются две линии длиной 4—5 м. Линии располагаются напротив друг друга, расстояние между ними 3,5— 4 м. Обозначить линии можно цветными шнурами, мелом на асфальте или чертами на земле.   Дети встают за первую линию так, чтобы не мешать друг другу, педагог переходит на противоположную сторону площадки и встает за вторую линию лицом к детям. Педагог исполняет роль мамы. Педагог говорит детям: «Дети, бегите ко мне, бегите к маме. Все, все бегите!» Дети бегут, педагог приветливо встречает их, широко раскрыв руки. Когда все дети соберутся за линией, педагог переходит снова на другую сторону площадки и вновь говорит: «Бегите ко мне, бегите к маме!»   В игре у детей развивается умение действовать по сигналу педагога, бегать в прямом направлении одновременно всей группой.
8.15-8.20 Подготовка к завтраку. Гигиенические процедуры Таня, Машенька и Женька, Мойте руки хорошенько. Не жалейте мыла. Я уж стол накрыла.

 

   

Продолжение таблицы 1

Время в режиме дня Режимный момент

Игра

8.20-8.40 Завтрак

«Варим, варим мы компот», «Чижик-пыжик…»

«Варим, варим мы компот»

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот.

(левую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем правой руки мешать)

Будем яблоки крошить,

(указательным пальцем «крошим»)

Груши будем мы рубить,

(торцом ладошки «рубим»)

Отожмем лимонный сок,

(сжимаем кулачки)

Слив положим и песок.

(ладошку на ладошку)

Варим, варим мы компот

(левую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем правой руки мешать)

Угостим честной народ.

(выставляем открытые ладошки вперёд)

9.40-10.00  

Подготовка к прогулке. Прогулка. Возвращение с прогулки

 

Подвижная игра «Карусель» Цель: развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус. Описание. Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит: Еле-еле, еле-еле завертелись карусели, А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!
       

      Продолжение таблицы 1

Время в режиме дня Режимный момент

Игра

   

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Дети останавливаются.

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Описание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

10.05-10.15  

Второй завтрак

 

«Варим, варим мы компот» Будем мы варить компот Фруктов нужно много. Вот. (левую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем правой руки мешать) Будем яблоки крошить, (указательным пальцем «крошим») Груши будем мы рубить, (торцом ладошки «рубим») Отожмем лимонный сок, (сжимаем кулачки) Слив положим и песок. (ладошку на ладошку) Варим, варим мы компот
       

      Продолжение таблицы 1

Время в режиме дня Режимный момент

Игра

   

(левую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем правой руки мешать)

Угостим честной народ.

(выставляем открытые ладошки вперёд)

11.50-12.00

Подготовка к обеду. Гигиенические процедуры

Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем, Перед каждою едою, После сна и перед сном. Теплою водою Руки чисто мою. Кусочек мыла я возьму И ладошки им потру. Теплая водичка Умоет Тане личико, Пальчики — Антошке, Сашеньке — ладошки.
12.00-12.30

Обед: воспитание культуры поведения за столом

Без игровой деятельности.
12.30-12.45

Подготовка ко сну

Что делали игрушки дома без тебя? Посадите на диван разные игрушки: мишку, зайчика, куклу, лошадку, собачку, кошку и др. Взрослый говорит: «Игрушки обрадовались, что их хозяин пришёл домой, и приготовили сюрприз. Они не умеют говорить, но хотят тебе показать, что делали дома без тебя. Ты хочешь узнать? Игрушки будут показывать, а ты попробуй угадать». «Что мы делали, не скажем, но с удовольствием покажем». Игрушки прыгают, кувыркаются, пляшут,
       

         Продолжение таблицы 1

Время в режиме дня Режимный момент

Игра

   

спят, листают книгу и т.д. Малыш отгадывает.

 - А теперь ты покажи игрушкам, что делал в детском саду.

Ребёнок показывает (мыл руки и лицо, бегал, пел песни, ел, пил и т.д). Игрушки, отгадывая, могут ошибаться в ответах, и тогда их маленький хозяин рассказывает им, что он делал и что ему больше всего понравилось. Родитель также может участвовать в игре, показывая, чем он занимался на работе, а ребёнок с игрушками отгадывает. В беседе все делятся впечатлениями от прожитого дня, радуются удачам. Это хороший повод вместе пошутить и посмеяться, тем более, по статистике, трёхлетний ребёнок смеётся в среднем 400 раз в день, а взрослый – всего лишь 15 раз.

12.45- 15.00

Сон с использованием музыкотерапии и чтением произведений художественной литературы.

Без игровой деятельности.
15.00- 15.20

Закаливающие процедуры. Коррекционная гимнастика после сна в группе

Наконец - то мы проснулись,        (сидя, ноги скрещены) Протирают глаза кулачками. Сладко, сладко потянулись,        Чтобы сон ушел, зевнули,        Головой слегка тряхнули.        (повороты головой направо, налево) Плечи поднимали,        Ручками махали,        (руки перед грудью, «ножницы»)
       

      Продолжение таблицы 1

Время в режиме дня Режимный момент

Игра

   

Коленки сгибали,       

(согнуть ноги в коленях)

К груди прижимали.       

(обхватить руками ноги, прижать)

Носочками подвигали,       

(носки на себя, от себя поочередно)

Ножками подрыгали.       

(вытянуть ноги, потрясти ими)

Не хотим мы больше спать       

рукой из стороны всторон, показав пальчик)

Будем весело играть       

(хлопки в ладоши)

15.20–15.45 Полдник: воспитание культуры еды

Без игровой деятельности.

15.45-16.25

Познавательно-игровая деятельность. Игры по интересам

Тут может быть множество игр, такие как: Магазин Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей, продолжать знакомить с правилами взаимовежливости. Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, сумки, деньги. Ход игры: Воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте магазин (овощной, продуктовый, хозяйственный), куда будут ходить покупатели. Помочь детям в распределении ролей: кто будет продавцом, кто - покупателем. Покупатели приходят в магазин за покупками, выбирают
       

      Продолжение таблицы 1

Время в режиме дня Режимный момент Игра
    товар, советуются с продавцами, расплачиваются. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Игрушки у врача Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура». Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача. Ход игры: Воспитатель предлагает поиграть, выбирается доктор, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием к врачу. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, у клоуна шишка на лбу, кукла Катя прищемила дверью пальчик и т. д. Доктор осматривает больного: слушает, смотрит горлышко, измеряет температуру, прописывает лекарства, делает уколы, поит микстурой, таблетками. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

 

 

     Продолжение таблицы 1

Время в режиме дня Режимный момент

Игра

16.25-16.45 Ужин: обучение правильно держать столовые приборы, обучение культуре еды

Без игровой деятельности.

16.55-19.00

Прогулка. Индивидуальная работа воспитателя с детьми. Работа с родителями.

В детском садике детишки — Все такие шалунишки! На прогулку вышли дети. Раз! — несется с горки Петя. Два! — за ним летит Ванюша. Три! — на карусели Ксюша. А четыре! — в доме Коля. Пять! — стоит с ведерком Оля. Шесть! — с мячом играет Митя. Семь! — с коня слезает Витя. Восемь! — с куклою Наташа. Девять! — рядом скачет Маша. Десять! — по дорожке Федя Едет на велосипеде.      Птички, птички подходите — Угостить мы вас хотим! Ешьте сколько захотите Мы вам зернышек дадим!                 Свежий воздух малышам Нужен и полезен! Очень весело гулять нам! И никаких болезней!
       

 

 

          


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: