Задание 2 Как А. Толстой говорит о том, почему Пётр I становится преобразователем? Прочтите слова писателя и найдите ответ на этот вопрос

Задание 2 Как А.Толстой говорит о том, почему Пётр I становится преобразователем? Прочтите слова писателя и найдите ответ на этот вопрос.

 

А.Н. Толстой в беседе с коллективом редакции журнала «Смена» говорил:

«Становление личности в исторической эпохе — вещь очень сложная... Личность Петра оказалась чрезвычайной и сама стала воздействовать на эпоху. Петр становится фокусом приложения действующих сил, становится во главе классовой борьбы между поместным дворянством и нарождающейся буржуазией. Но фокусом, повторяю, не пассивным, а действующим, волевым. Эпохе нужен был человек, его искали, и он сам искал приложения своим силам. Здесь было взаимодействие. Конечно, один он ничего сделать не мог. Вокруг него накапливались силы...»

 

Задание 3

Какие новые художественные приемы использует Толстой в своем романе?

А.Н. Толстой в беседах, статьях часто говорил о «секретах» писательского дела, о приемах изображения жизни. Он ввел такие литературоведческие понятия, как луч зрения (или точка зрения), теория жеста... Художественные приемы, обозначенные этими терминами, помогают писателю раскрыть внутренний мир человека, показать быт, обстановку как бы изнутри.

«Основное в работе над романом, без чего совсем нельзя писать,— это точка зрения... Что это значит?

Это значит, что, когда вы пишете о чем-нибудь или о ком-нибудь или что-нибудь описываете, вы должны найти исходную точку зрения не в переносном, а в буквальном смысле слова — луч зрения.

От кого это исходит?

От писателя.

Вы пишете то, что видите в данный момент... А затем, что еще важнее,— это точка зрения персонажа. Вот такая точка зрения, точка зрения персонажа,— абсолютно необходимая вещь для писания. При этом она может перемещаться». [От персонажа — к автору и снова к персонажу.]

«Когда вы пишете фразу, вы должны знать и сознавать совершенно ясно, кто это смотрит, чьи это глаза видят, потому что вообще писать невозможно. А когда вы определили точку зрения и начинаете смотреть чьими-то глазами, получается четко и выпукло». (А.Н. Толстой. «Мой творческий опыт — рабочему автору».)

Толстой утверждал, что вне шн ий жест связан с речью, иногда даже заменяет слово:

«В человеке я стараюсь увидеть жест, характеризующий его душевное состояние, и жест этот подсказывает мне глагол, чтобы дать движение, вскрывающее психологию». (А.Н. Толстой. «Как мы пишем».)

«Жест всегда должен быть предугадан художником как результат душевного движения.

За жестом следует слово. Жест определяет фразу. И если вы, писатель, почувствовали, предугадали жест персонажа, которого вы описываете,.. вслед за угаданным вами жестом последует та единственная фраза, с той именно расстановкой слов, с тем именно выбором слов, с той ритмикой, которые соответствуют жесту вашего персонажа, то есть его душевному состоянию в данный момент». (А. Н. Толстой. «К молодым писателям».)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: