Множественный характер действующих мотивов предполагает их конкуренцию для потребителя, возможность ситуации мотивационного конфликта. Возможны три типа мотивационного конфликта, с которыми должен уметь работать специалист по маркетингу:
Мотивационный конфликт «сближение-сближение» - потребитель должен сделать выбор между двумя привлекательными альтернативами (вариантами покупки). Разрешение конфликта возможно, например, путем соединения нескольких преимуществ вместе.
Мотивационный конфликт «уклонение- уклонение» - потребитель стоит перед нежелательными альтернативами последствиями покупки продукта. Этот конфликт может быть сокращен усилением негативного последствия отказа от покупки - «Покупай зубную пасту или твои зубы испортятся» или возможностью предоставления льготных условий покупки (кредит, учет стоимости старого товара при покупке нового).
Мотивационный конфликт «сближение-уклонение» - потребитель оказывается перед выбором между позитивными и негативными сторонами продукта. Например, покупатель может испытывать вину в стремлении к роскоши, продуктов, вредных для здоровья. Разрешение такого мотивационного конфликта осуществляется в лозунгах: «Побалуйте себя!», «Вы этого стоите».
|
|
Множественный характер потребительского поведения требует от специалиста по маркетингу следующих знаний: 1) как обнаружить мотивы, воздействующие на покупку продукта конкретным целевым рынком; 2) как разработать стратегию, основываясь на полном спектре мотивов поведения целевого рынка; 3) как уменьшить конфликт между мотивами. После выявления комбинации мотивов покупки целевого рынка разрабатывается маркетинговая стратегия, охватывающая все элементы маркетингового комплекса.
Методы исследования мотивации
При исследовании мотивации потребительского поведения используются сложные аналитические методы. Сбор информации может вестись проекционными методами, такими как методы ассоциации, завершения, построения и выражения. Вопросы строятся таким образом, чтобы выявить глубинную мотивацию поведения потребителей: мнения, ощущения, отношения.
Прямыми методами получения информации при исследовании мотивации являются фокус - группы и углубленное интервью.