Система взаимодействия с семьями группы риска в образовательной организации

Согласно ФЗ РФ «Об основах профилактики правонарушений, бродяжничества и безнадзорности несовершеннолетних» с учащимися, состоящими на различных формах учета, ведется индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой являются следующие мероприятия:

1. Патронаж семьи, с целью обследования социально-бытовых условий проживания семьи, контроля семейного воспитания, организацией свободного времени в неурочное и каникулярное время.

2. Изучение педагогами школы особенностей развития и формирования личности ребенка, коррекция поведения, обучение его навыкам общения.

3. Посещение уроков, с целью выявления уровня подготовки учащихся к занятиям.

4. Психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей, с целью выработки единых подходов и методов к воспитанию и обучению ребенка.

5. Индивидуально-профилактические беседы, занятия с ребенком.

6. Вовлечение ребенка в работу кружков, секций, внеклассную работу [19].

Изучив все известные классификации «семей группы риска» педагоги определились, какие семьи будут входить в данную категорию. Все выделенные семьи разделены на две подгруппы:

Первая подгруппа. В эту подгруппу входят семьи, которые в силу сверхзанятости, многодетности, недостаточной информированности в области педагогики, низким уровнем образованности с большим трудом справляются с воспитанием детей.

Вторая подгруппа. В эту подгруппу включены семьи уже находящиеся в «зоне риска» − асоциальные, неблагополучные, злоупотребляющие алкоголем, уклоняющиеся от выполнения родительских обязанностей.

Для каждой подгруппы требуются разные формы и методы взаимодействия.

В образовательной организации разрабатывается алгоритм выявления и работы с семьями «группы риска» (см. таблицу 1).

Таблица 1

Алгоритм работы с семьями «группы риска»

Этапы Задачи этапа Время реализации
I этап. Выявление семей «группы риска»; составление или дополнение «социального паспорта» класса, школы, ПМПК Сентябрь
II этап. Знакомство с семьей «группы риска», первичное консультирование, диагностика семейных отношений, включение в соответствующую подгруппу. Октябрь
III этап Постановка целей и задач работы с семьей, выбор форм и методов педагогического сопровождения семьи и детей. Ноябрь
IV этап Непосредственно взаимодействие с семьей «группы риска» с использованием выбранных педагогических форм и методов Ноябрь – май
V этап Мониторинг эффективности работы с семьей, подведение итогов на ПМПК Май

Для реализации первого и второго этапов взаимодействия с семьями «группы риска» в школе, совместно с педагогом-психологом, собран пакет диагностик (см. табл. 2).

Таблица 2

Пакет психолого-педагогических диагностик для работы с семьями «группы риска».

Категория Название диагностики
Дети Неоконченные предложения Кудрина Г.Я.; Рисунок семьи Корман Л; методика «Подростки о родителях» Вассерман Л.И.; анкета «Я и моя семья» Коровина Е.А.; "Социально-ролевая адекватность" (для подростков) по Торохтию В.С.
Родители тест «Какой вы воспитатель» Хасанов А.Е.; опросник «Стиль воспитания в вашей семье» Егорова Е.В.; тест «Ваш ребенок подросток. Понимаете ли вы друг друга?» Матейчик З.; «Опросник интерперсонального диагноза (Г. Лири, Р.Л. Лафорже, Р.Ф. Сучек)»; «Опросник родительского отношения, разработанные А.Я. Варгой и В.В. Столиным)»; «Самодиагностика родительского отношения к детям» Столин В.В., Варги А.Я.; «Взаимодействие родитель-ребенок» Марковская И.М.; "Социально-ролевая адекватность" (для мужа, для жены) Торохтий В.С.; «Отношение к здоровому образу жизни» Науменко Ю.В..

На третьем и четвертом этапе взаимодействия педагогов с семьей «группы риска» в школе используются следующие формы и методы работы с родителями: индивидуальные и групповые консультирования (чаще вопросы инициатива исходит от классного руководителя или учителя предметникаи касаются успеваемости, поведения ребенка), родительские собрания, открытые классные и общешкольные мероприятия (тематические вечера, календарные праздники, Дни здоровья) (см. таблицу 3).

Таблица 3

Формы и методы работы с родителями

Формы и методы Темы
Индивидуальные и групповые консультирования Режим дня школьника; Правила выполнения домашнего задания – от сложного к простому; Дневник – самый главный документ; Почему ребенок обманывает?
Родительские собрания Основы безопасности дома, на улице, в школе; Организация внеурочной деятельности в школе; Возрастные кризисы детства; Интернет – друг и источник опасности; Здоровая семья – здоровые дети.
Открытые внеклассные мероприятия Выставка детского и родительского творчества «Хобби нашей семьи»; Турслет Отчетный концерт «Талантливые МЫ» Школьный звездопад

В ходе анализа деятельности школы по взаимодействию педагогов с семьями «группы риска» в образовательной организации, мы пришли к выводу, что педагоги используют главным образом индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, приглашение родителей на общешкольные мероприятия. Однако все используемые формы и методы взаимодействия педагогов и родителей не решают проблем семей «группы риска».

В этой связи для организации взаимодействия педагогов и родителей семей «группы риска» возникает необходимость проведения диагностического исследования, направленного на выявление спектра проблем, присущих данной категории семей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: