При проведении диагностического исследования используются следующие методы: анализ документов, посещение семьи, наблюдение, анкетирование и родителей и наблюдение за детьми.
Анализ документов − это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников необходимой информации для решения определенных исследовательских задач.
Документами называют специально созданные предметы, предназначенные для передачи или хранения информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека.
Анализ – это выделение в познаваемом предмете отдельных сторон, свойств, элементов, расчленение его на определенные составляющие компоненты.
Официальные документы по надежности информации более надежны, чем неофициальные, а личные более надежны, чем безличные.
Данный метод позволяет оперативно получить факты о личности ребенка и его семьи, он экономичен. Такие данные в большинстве случаев носят объективный характер.
|
|
Цель анализа: изучить состав семей обучающихся.
На основе анализа документов выявляются семьи с деструктивными взаимоотношениями.
Для такого типа свойственны конфликты, чрезмерная независимость и автономия, безответность эмоциональных привязанностей, отсутствие взаимопомощи и сотрудничества.
Таким образом, данный метод диагностики позволяет выделить три подгруппы семей «группы риска» − многодетные (из них только одна семья с осознанной многодетностью), неполные и семьи с деструктивными взаимоотношениями.
Следующим методом исследования является посещение семей с целью оценки их жилищных условий, наличие всех необходимых домашних условий для детей, санитарно-гигиеническое состояние жилища. В результате, составляются «Акты обследования».
Плохие жилищные условия, антисанитарные условия негативно влияют на физическое состояние ребенка, угрожают его здоровью, не позволяют полноценно готовить домашнее задание, влияют на досуг детей.
Кроме этого, в ходе диагностики используется метод анкетирования родителей. При составлении Анкеты охватывают проблемы, соответствующие теме нашего исследования. Это проблемы отсутствия заинтересованности родителей из семей «группы риска» во взаимодействии с педагогами и участия в образовательном процессе; трудности, возникающие при взаимодействии родителей с детьми в семье.
Достоинства данного метода: оперативность; относительная экономичность; простота использования (в сравнении с другими методами). Для того чтобы родители не воспринимали себя и свою семью объектом исследования, а анкета отражала реальное положение дел, анкета может быть анонимной.
|
|
Недостатки метода анкетирования: полученная информация может быть неполной, не особо достоверной и глубокой по содержанию.
Следующей методикой является «Опросник «Стиль воспитания в вашей семье» Егорова Е.В.
Цель диагностики: определить преобладающий стиль воспитания в семьях «группы риска». В результате анализа ответов устанавливается стиль общения в семье: авторитарный, либерально-попустительский, демократический. Если в семье преобладает противоречивый стиль воспитания, то отсутствуют четкие принципы и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением
Также проводиться наблюдение за детьми, воспитывающимися в семьях «группы риска». В ходе диагностики семей «группы риска» используется метод закрытого опосредованного наблюдения. Наблюдение считается наиболее элементарным и доступным методом, выступающим, как правило, в качестве одного из составляющих в комплексе других эмпирических методов.
Цель наблюдения в ходе исследования: выявление ранних поведенческих отклонений у детей из семей «группы риска».
Таблица 4
План наблюдений за обучающимся
Цель:
ФИО__________________________________________________________
Класс ____________________________
№ | Наблюдение | Результат наблюдения |
Внешний вид (утро): Одежда чистая/грязная, по сезону/не по сезону; соблюдена личная гигиена | ||
Настроение на момент прихода в школу. | ||
Наличие школьных принадлежностей, учебников, тетрадей. | ||
Поведение на уроках. | ||
Поза (за партой, походка, жесты, мимика) | ||
Речь при общении со сверстниками | ||
Речь при общении с педагогами | ||
Дружеские отношения в классе (есть друзья или ребенок-одиночка) | ||
Поведение на переменах | ||
Реакция на удовлетворительные и неудовлетворительные оценки. | ||
Интерес к внеурочной деятельности (занятость в течение дня) Хочет ли ребенок идти домой или нет. | ||
Культура питания (умение пользоваться столовыми принадлежностями, поведение за столом, предпочтение блюд) | ||
Курение |
Данные диагностического исследования позволяют выявить семьи, которые испытывают финансовые трудности в связи с отсутствием работы у одного или обоих родителей, дети не имеют личного бытового пространства в связи с удовлетворительными жилищными условиями. Семьи с деструктивными взаимоотношениями не могут удовлетворить потребность детей во взаимопонимании. Они нуждаются в педагогической поддержке со стороны педагогов. А поскольку родители не всегда заинтересованы в тесном общении с педагогами, необходимо разработать программу взаимодействия педагогов с родителями с целью оказания помощи в воспитании детей.