Методика диагностики семей «группы риска»

При проведении диагностического исследования используются следующие методы: анализ документов, посещение семьи, наблюдение, анкетирование и родителей и наблюдение за детьми.

Анализ документов − это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников необходимой информации для решения определенных исследовательских задач.

Документами называют специально созданные предметы, предназначенные для передачи или хранения информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека.

Анализ – это выделение в познаваемом предмете отдельных сторон, свойств, элементов, расчленение его на определенные составляющие компоненты.

Официальные документы по надежности информации более надежны, чем неофициальные, а личные более надежны, чем безличные.

Данный метод позволяет оперативно получить факты о личности ребенка и его семьи, он экономичен. Такие данные в большинстве случаев носят объективный характер.

Цель анализа: изучить состав семей обучающихся.

На основе анализа документов выявляются семьи с деструктивными взаимоотношениями.

Для такого типа свойственны конфликты, чрезмерная независимость и автономия, безответность эмоциональных привязанностей, отсутствие взаимопомощи и сотрудничества.

Таким образом, данный метод диагностики позволяет выделить три подгруппы семей «группы риска» − многодетные (из них только одна семья с осознанной многодетностью), неполные и семьи с деструктивными взаимоотношениями.

Следующим методом исследования является посещение семей с целью оценки их жилищных условий, наличие всех необходимых домашних условий для детей, санитарно-гигиеническое состояние жилища. В результате, составляются «Акты обследования».

Плохие жилищные условия, антисанитарные условия негативно влияют на физическое состояние ребенка, угрожают его здоровью, не позволяют полноценно готовить домашнее задание, влияют на досуг детей.

Кроме этого, в ходе диагностики используется метод анкетирования родителей. При составлении Анкеты охватывают проблемы, соответствующие теме нашего исследования. Это проблемы отсутствия заинтересованности родителей из семей «группы риска» во взаимодействии с педагогами и участия в образовательном процессе; трудности, возникающие при взаимодействии родителей с детьми в семье.

Достоинства данного метода: оперативность; относительная экономичность; простота использования (в сравнении с другими методами). Для того чтобы родители не воспринимали себя и свою семью объектом исследования, а анкета отражала реальное положение дел, анкета может быть анонимной.

Недостатки метода анкетирования: полученная информация может быть неполной, не особо достоверной и глубокой по содержанию.

Следующей методикой является «Опросник «Стиль воспитания в вашей семье» Егорова Е.В.

Цель диагностики: определить преобладающий стиль воспитания в семьях «группы риска». В результате анализа ответов устанавливается стиль общения в семье: авторитарный, либерально-попустительский, демократический. Если в семье преобладает противоречивый стиль воспитания, то отсутствуют четкие принципы и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением

Также проводиться наблюдение за детьми, воспитывающимися в семьях «группы риска». В ходе диагностики семей «группы риска» используется метод закрытого опосредованного наблюдения. Наблюдение считается наиболее элементарным и доступным методом, выступающим, как правило, в качестве одного из составляющих в комплексе других эмпирических методов.

Цель наблюдения в ходе исследования: выявление ранних поведенческих отклонений у детей из семей «группы риска».

Таблица 4

План наблюдений за обучающимся

Цель:

ФИО__________________________________________________________

Класс ____________________________

Наблюдение Результат наблюдения
  Внешний вид (утро): Одежда чистая/грязная, по сезону/не по сезону; соблюдена личная гигиена  
  Настроение    на момент прихода в школу.  
  Наличие школьных принадлежностей, учебников, тетрадей.  
  Поведение на уроках.  
  Поза (за партой, походка, жесты, мимика)          
  Речь при общении со сверстниками  
  Речь при общении с педагогами  
  Дружеские отношения в классе (есть друзья или ребенок-одиночка)  
  Поведение на переменах  
  Реакция на удовлетворительные и неудовлетворительные оценки.  
  Интерес к внеурочной деятельности (занятость в течение дня) Хочет ли ребенок идти домой или нет.  
  Культура питания (умение пользоваться столовыми принадлежностями, поведение за столом, предпочтение блюд)  
  Курение  

Данные диагностического исследования позволяют выявить семьи, которые испытывают финансовые трудности в связи с отсутствием работы у одного или обоих родителей, дети не имеют личного бытового пространства в связи с удовлетворительными жилищными условиями. Семьи с деструктивными взаимоотношениями не могут удовлетворить потребность детей во взаимопонимании. Они нуждаются в педагогической поддержке со стороны педагогов. А поскольку родители не всегда заинтересованы в тесном общении с педагогами, необходимо разработать программу взаимодействия педагогов с родителями с целью оказания помощи в воспитании детей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: