Серьезное отношение к харизматам и попытки изучить это явление с позиции Библии появились в 60-х - времени возникновения неопятидесятнического движения. Это наиболее поздние тенденции критического анализа движения, которые относятся к богословской трактовке «наступления времен и сроков». Последние исследователи – как правило, высочайшие эксперты в своей области, использующие объективный подход к предмету изучения.
Авторы самих научных работ используют ранее отвергаемые методы исследования. Например, они не отрицают явление пятидесятничества заочно, а изучают его в соответствии с общепринятыми методами экзегетики. Большинство отрицает теорию моментального освящения и первоначального свидетельства, объединяющую глоссолалию и крещение Святым Духом в одно переживание. Эти исследования по своей сути глубоко научны и объективны, хотя многие пятидесятники не согласятся с ними.
К самым выдающимся можно отнести работу пресвитерианца Фредерика Д. Бруннера «Теология Святого Духа: пятидесятнический опыт и новозаветные свидетельства» и англиканца Джеймса Д. Г. Данна «Крещение Святым Духом: пересмотр новозаветного учения о дарах Духа в связи с явлением современного пятидесятничества». Оба специалиста по Новому Завету предпринимают намеренную попытку прийти к своим неправильным выводам. Тем не менее, их исследования демонстрируют высочайший уровень библейского научного анализа.
|
|
Эти обстоятельства свидетельствуют о значительных переменах в духовном климате с момента появления неопятидесятнического движения. В те времена большинство христиан относилось к пятидесятникам либо равнодушно, либо с позиции экономической, культурной и психологической дискриминации. Только «святые» и фундаменталисты взялись за изучение харизматических положений на основании Библии и теологии, но лишь с тем, чтобы потом категорически их отвергнуть. Большинство христиан из церквей «основного направления» вообще не слышали о существовании движения. Да и сама проблема упразднения или возрождения даров Святого Духа волновала умы немногих. Если где-то вспыхивало явление глоссолалии, вопрос ставился, как правило, о наведении порядка в церкви, а не о рассмотрении феномена с точки зрения теологии и Библии.
Альму Уайт («Бесы и языки») и Бруннера разделяет такое же расстояние, как «молитвенный дом» на Азуза-стрит и собор Св. Петра. Хотя немногие богословы основного направления принимали пятидесятническую теорию первоначального свидетельства, в 70-х годах все же возникла тенденция считать ее состоятельной, а старомодное учение об упразднении даров Святого Духа как не выдерживающее никакой критики.