Этап 3. Изучения лирического произведения

ЭТАП 3. ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

(Истолкование и его оценка).

Предлагаем один из наиболее продуктивных видов анализа поэтического текста, предполагающий трёхуровневое исследование:

· Лексико-семантический анализ.

· Лингвостилистический анализ.

· Анализ произведения в контексте.

Лексико-семантический анализ

Рассматриваем художественный образ в лирическом произведении как

· результат творчества;

· конкретную картину жизни, которая возникает в воображении в связи с буквальным значением слов;

· эстетический идеал автора, его отношение к истине, добру и красоте.

Задания

1. Выявить ключевые образы, противоположные по эмоциональному звучанию:

· контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы;

· противостояние цветов палитры;

· противостояние точек пространства и времени;

· противостояние звуковых рядов.

Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте.

2. С формулировать свое восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления.

3. Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов.

4. Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.

5. Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.

6. Дать интерпретацию произведения, вытекающую из первого этапа анализа.

Лингвостилистический анализ

Стих в лирике - это сам смысл произведения.

Цель анализа - понять, как стих соотносится со словами, с характером синтаксиса и всей композицией.

Лингвостилистический анализ

1. Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию ключевых образов и расширению их значения: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления и т.д.

2. Выявить «вспомогательные» художественные средства и приемы, определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации (в свою очередь, зависящие от размера, длины строк, рифмы, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.). Обратить внимание на звукопись, ее влияние на смысл и художественное оформление образа.

3. Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и свое к ней отношение

Исследуя звуковой состав, необходимо иметь в виду, что значение имеют не столько сами звуки, сколько их соотношение со значением слова (звуки могут усиливать это значение, обращать внимание читателя на дополнительные смысловые оттенки, которые имеются или возникают в словах благодаря звуковой перекличке). Необходимо обратить внимание учащихся на то, что отсутствие какого-либо звука создаёт определённое настроение, отметить функции аллитерации и ассонансов:

· воспроизведение картины происходящего: «По корням упругим топор застучал» (здесь явно слышен стук топора);

· выделение главного слова: «Две другие друг к дружке ближе» (звуки главного слова «друг» повторяются во всех словах);

· усиление эмоции: «Скучно нам слушать осеннюю вьюгу...»;

· создание ощущения красоты, гармоничности (А. С. Пушкин «На холмах Грузии лежит ночная мгла...».

Исследуя состав слова, необходимо обратить внимание школьников на значения приставок, уменьшительно-ласкательных суффиксов, вносящих дополнительные смысловые оттенки.

Изучая стилистическую и эмоциональную окраску слов, необходимо отметить роль архаизмов, церковнославянизмов, исмену времен глаголов, олицетворения, употребление слов в прямом или переносном смысле, указать на особенности синтаксиса, синонимы, эпитеты, сравнения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: