I. Подготовительная работа. III. Анализ конкретного содержания басни. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Виноград»

I. Подготовительная работа

1) Рассказ учителя об авторе басни.

2) Викторина по материалу прочитанных басен.

3) Беседа о повадках животных — действующих лицах басни, которую предстоит читать.

II. Чтение басни учителем (или прослушивание записи фонохрестоматии, или просмотр фильма).

Беседа эмоционально-оценочного плана.

III. Анализ конкретного содержания басни.

1) Уточнение структуры и композиции басни. (Чтение, составление плана и т. п.)

2) Выяснение мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт. (Выборочное чтение, словесное и графическое рисование, ответ на вопросы.)

3) Установление главной мысли конкретного содержания басни.

IV. Заключительный этап. Раскрытие аллегории. Анализ той части басни, в которой заключена мораль. Аналогия из жизни.

Успех работы над басней, как убеждает школьный опыт, определяется рядом условий. Во-первых, важно в процессе анализа басни помочь ученику живо представить развитие действия, ярко воспринять образы. Поэтому целесообразно предлагать учащимся словесное рисование, чтение в лицах на заключительном этапе работы и т. п. Необходимо развивать у учащихся внимание к каждой детали обстановки, в которой действуют персонажи, к каждому штриху их облика.

Рассмотрим конспект урока, в основе которого анализ стихотворения А. С. Пушкина «Осень», представленный в книге «Анализ поэтического текста».

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Виноград»

Цель урока:

· Выявление особенности восприятия автором творчества как вечного начала.

· Углубление представлений о компонентах поэтического ритма.

· Совершенствование навыков выразительного чтения, умения анализировать и интерпретировать лирическое произведение, выявлять авторскую позицию.

Тип урока: урок художественного восприятия произведения и углублённой работы над текстом.

Методы: репродуктивный, творческого чтения, эвристический и исследовательский.

Приёмы: беседа, анализ словесных рядов, самостоятельный анализ поэтических фрагментов, запись ключевых моментов беседы, самостоятельная работа в группах

Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями для групп).

План урока.

1. Чтение стихотворения «Виноград» учителем.

2. Словотолкование, аналитическая беседа.

3. Работа в группах.

4. Сообщение учащегося.

5. Слово учителя.

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание.

 

Не стану я жалеть о розах,

Увядших с легкою весной,

Мне мил и виноград на лозах,

В кистях созревший под горой.

Краса моей долины злачной,

Отрада осени златой,

Продолговатый и прозрачный,

Как персты девы молодой.

(1824)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: