Что такое философия

Философия – это наука, которая изучает мысли и понятия человека сами по себе. Поэтому принципиально различаются задачи философии и других наук – философия ищет истину об истине, а все прочие науки занимаются поисками каких-то частных истин в чём-то, отличном от истины. В этом определении она неотделима от математики, поэтому следует провести строгую демаркацию философии и математики: если рассматривать мысли и понятия как инструменты, то философия рассматривает инструментарий с методологической точки зрения и создаёт методы познания, а математика рассматривает его как средства и преобразует эти инструменты в средства познания. Поэтому математику можно определить как науку, в которой совпадают средства и результаты познания, а философию – как совпадение предмета и метода познания.

 С другой стороны, разделение философии и математики условное и происходит оно «не от хорошей жизни». Совпадение предмета и метода происходит на начальном этапе познания в силу того, что категории представляют для нас что-то вроде «черного ящика» - работать с ними можем, а что внутри не знаем. В конце концов, всё в философии должно быть определено математически, и тогда метод и предмет не совпадут. Если предметом нашего познания являются элементы разума, то должны совпадать средства и результаты, а не метод и предмет. Что же касается метода и предмета, то математику можно определить как науку с неопределённым предметом, потому что развитие математики в первую очередь зависит от изменения её предмета, вследствие чего изменяется сам наш способ думать о математических объектах, а в философии предмет не меняется, но постоянно изменяется метод философствования и глобальный прогресс в философии прежде всего связан с разработкой новых методов философствования.

Можно также отметить параллелизм в эволюции философии и математики. Так, например, Гегель совершил научную революцию, создав логическую форму философии. В математике же с начала 19-го века до начала 20-го века произошла аналогичная революция: переход от математики, изучающей величины, к логической форме математики, изучающей математические объекты. И происходила она по схожему сценарию – в 1834-м году Грассман осуществил попытку построить общую теорию величин (можно назвать его аналогом Канта в философии). Затем это разделилось на два направления - одно связано с алгеброй и теорией чисел (Гамильтон, Фробениус), другое с геометрией и физикой (Томсон, Максвелл, Гиббе, Хэвисайд, Леви-Чивита, Риччи), и только в конце 20-го века было окончательно собрано в единую науку под названием «геометрический анализ» в работах американского математика Хестенеса. А сама работа над этой общей теорией величины привела параллельно к созданию логической формы математики. Первое направление в теории величин выглядит совершенно аналогичным аналитической философии, а второе направление в теории величин – аналогично континентальной традиции, потому что первое основано на строгой логике, а второе – на физике и геометрии. Математики сами называют это разделение на «лингвистическую» и «физическую» математику. В философии, правда, соединения этих традиций в одну так ещё и не произошло, а ничего подобного новой революции в изменении предмета математики, связанной с появлением гомотопической теории типов в 21-м веке и унивалентных оснований математики, в философии пока не просматривается.

Попытки построить «научную философию» в противовес всей предшествовавшей донаучной предпринималось большое количество раз. Они связаны с тем, чтобы свести философию к исследованию понятий и противопоставить это исследованию мыслей и понятий. Такое понимание можно встретить у раннего Гуссерля, который видел задачу философии в создании онтологий и в прояснении понятий, в обосновании понятий науки. Но в более ясной форме эта идея была сформулирована Гегелем, который определил философию как науку о мышлении, постигающем в понятиях, которая ищет абсолютное знание – истину всех способов познания. Однако человеческое мышление состоит не только из понятий – кроме того, странно считать наукой только то, что занимается исключительно понятиями, а не мыслями вообще. Поэтому сам вопрос должен быть иначе поставлен – следует не говорить о том, чтобы сделать философию научной, выделив из неё науку, а о том, чтобы наконец-то признать философию полноценной наукой, которая не нуждается в этом дополнительном преобразовании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: