Статус главы рода, вождя племени

Письменные памятники свидетельствуют: в древнем обществе личность — это прежде всего средоточие совокупных качеств общины. Не существует личности как характеристики отдельного ее атома – индивида. Личность возникает только там, где индивид концентрирует в себе потенциал своего окружения. Впервые такой личностью, которая выделяется из общей массы и обретает особый статус, становится главы родов, вожди племен, племенные царьки.

Но, чтобы понять статус главы рода, вождя племени, царя, необходимо начать с античного героя. В мифологизированном сознании общества – единственной силы, способной присвоить тот или иной статус тому или иному индивиду,– именно он основывает города и царства, учреждает законы, именно от него происходят все великие народы. Именно он является прародителем всех, кто выделяется из простонародья. Поэтому не случайно, древняя литература говорит только о нем: простой люд ее вообще не интересует.

В песне о Гильгамеше этот люд («встающие по барабану», т. е. по команде) существует лишь в качестве неразложимого на отдельные элементы фона. Но если кто-то из простонародья вдруг и появляется среди рождаемых древней литературой образов, он даже обликом не идет ни в какое сравнение с героем.

Отголосок именно этого обстоятельства во весь голос звучит в «Илиаде». Там действуют только цари и герои, приведшие с собой свои отряды. Лишь один единственный раз в ней появляется маленький человек, не относящийся ни к тем, ни к другим. Но это скорее пародия на человека. Вот как его представляет Гомер.

Гомер о «маленьком человеке»

Все успокоились, тихо в местах учрежденных сидели;

Только Терсит меж безмолвными каркал один, празднословный;

В мыслях вращая всегда непристойные, дерзкие речи,

Вечно искал он царей оскорблять, презирая пристойность,

Все позволяя себе, что казалось смешно для народа.

Муж безобразный, он меж данаев пришел к Илиону;

Был косолап, хромоног; совершенно горбатые сзади

Плечи на персях сходились; глава у него поднималась

Вверх острием, и была лишь редким усеяна пухом.[99]

Ничего удивительного здесь нет. Просто нужно понять: в античном сознании выдающиеся личные качества – это производная божественной природы. Человек, обладающий ими, может происходить только от небожителей, и все его таланты достаются ему от бессмертных богов. Первая личность в самосознании древнего мира — это герой. Меж тем герой – совсем не человек в полном смысле этого слова. Его природа двойственна, ибо в нем мы видим результат соития бога со смертным, и ясно, что поначалу, от божественной природы в нем гораздо больше, чем от человеческой. Правда, «пропорция» со временем снижается в пользу последней. Гильгамеш — на две трети бог:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: