Психодинамическое направление (психоанализ)

Тема 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ

Литература

Контрольные вопросы

1. Назовите основные и вспомогательные методы психологии.

2. С чем, на ваш взгляд, связано выделение основных и вспомогательных методов? Что является критерием данного разделения?

3. В чем заключается отличие между наблюдением и экспериментом, беседой и опросом?

1. Большой психологический словарь / Сост и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб: Прайм-Еврознак, 2007, – 672 с.

2. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В.Г. Крысько. – Минск: Харвест, 1999. – 384 с.

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 672 с.

Когда психология отделилась от философии и во второй половине XIX века стала научной дисциплиной, главной ее целью являлось раскрытие основных элементов психической жизни взрослого человека при помощи метода интроспекции в лабораторных условиях. Поэтому психологи того времени были просто ошеломлены появлением радикально иного подхода к изучению людей, разработанного почти без посторонней помощи Зигмундом Фрейдом (1856-1939), тогда еще молодым венским врачом. Вместо того, чтобы ставить в центр психической жизни человека сознание, Фрейд сравнил ее с айсбергом, ничтожно малая часть которого выступает над поверхностью воды. В противоположность господствующему в том веке взгляду на человека как на существо разумное, он выдвинул иную теорию: люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в иной, более обширной сфере психической жизни – в неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях.

Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Термин «психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между разными аспектами личности. Психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода – она отводит ведущую роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые контролируют или борются друг с другом за главенство в регуляции поведения человека.

За почти 45 лет активной научной деятельности и клинической практики Фрейд создал:

1) первую развернутую теорию личности, включающую психосексуальные стадии развития личности (оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная);

2) обширную систему клинических наблюдений, основанных на его терапевтическом опыте и самоанализе;

3) оригинальный метод лечения невротических расстройств (анализ «свободных ассоциаций»; анализ снов и толкование сновидений; анализ и толкование различных ошибочных и случайных действий повседневной жизни);

4) метод исследования тех психических процессов, которые почти невозможно изучить какими-либо другими способами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: