Тема 11. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Литература
Контрольные вопросы
1. Какими показателями можно охарактеризовать психические состояния?
2. Дайте определение стресса и фрустрации.
3. Каким образом можно регулировать свое психическое состояние? Что необходимо предпринять в стрессовом состоянии?
1. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В.Г. Крысько. – Минск: Харвест, 1999. – 384 с.
2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 672 с.
В традиционном понимании бессознательное проявляется через рефлексы, инстинкты, привычные автоматизированные действия и нормы (по мере овладения ими осознание их снижается); стремления, чувства и поступки, причины которых не осознаются; ошибочные действия, выразительные движения, свободные ассоциации, сновидения, аффективные комплексы, невротические реакции. Действительность переживается в бессознательном через такие формы уподобления, отождествления себя с другими людьми и явлениями, как непосредственное эмоциональное вчувствование (эмпатия), эмоциональное заражение, идентификация, объединение различных явлений через сопричастие, а не путем логических операций.
|
|
Таким образом, можно выделить следующие две тенденции, определяющие поведение человека:
1 – рефлекторная (первичная, безусловная) – опознание сигналов из среды, коммутация их с прошлым, выдача моделей для расчета, а иногда и сразу на исполнение;
2 – расчетная (вторичная, условная) – использование более высоких уровней психики, прогнозирование и контроль деятельности.
Такие понятия или феномены, как потребности, мотивы, желания, ожидания, черты личности, характер, чувства и прочие являются процессом или результатом подключения, расчета или исполнения моделей, сочетанием их видов, ощущениями и переживаниями этого всего и т.д.
Проблема человека может заключаться в следующем:
1 – недостаток информации о нем, о среде, и законах, как необходимых связях в природе;
2 – неоптимальная организация в памяти уже имеющейся информации, необходимость ее связности и переоценки. В связи с этим возникают издержки переноса. Перенос – как один из механизмов использования содержимого памяти – применение модели по другому «адресу», не к тем объектам, с которыми она связана в записи. Поскольку все изменяется, можно говорить лишь о большей или меньшей точности переноса. В одном случае перенос ведет к развитию, что позволило эволюции пройти путь до человека, в другом – к регрессу (размахивая бомбой, политик по-прежнему мстит хулигану из своего далекого детства, естественно, не осознавая этого).